УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Формирование клинического мышления студентов посредством деловой игры и иммитационного обучения


Подготовка специалистов нового качества, способных к самообразованию, ориентированных на творческий подход к делу, обладающих высоким уровнем клинического мышления способствовало поиску инновационных образовательных технологий в учебном процессе.                                                                    
   На сегодняшний день  в образовательном процессе уже не приемлемы:
-   фронтальные формы организации занятий, в ходе которых преподавателей и студентов разделяет «стена», отводящая преподавателю роль судьи, выносящей приговор;
-   формы контроля знаний, сводящихся к элементарному воспроизведению ранее изученного материала;
-   низкая активность студентов на занятиях, когда они большую часть времени фиксируют учебный материал,
-   безынициативность мышления студентов, готовых предпочесть простое запоминание материала процессу приобретения прочных знаний.
Обучение по ФГОС III, принципиальным отличием которого является переход от знаниевых технологий к компетентностым, рассматривает клиническое мышление   как одну из профессиональных компетенций будущего специалиста.
Активные методы обучения подразделяют на имитационные и не имитационные.
В формировании клинического мышления большую роль играет использование в процессе обучения игровых имитационных методов - ситуационных задач и деловых (ролевых) игр с решением практических вопросов   тактики, лечебно-диагностических, экспертных, профилактических и других аспектов.
Использование деловых игр помогают выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.                                                                                                       
Статистика показывает, что представляемый информационный материал усваивается на 20%, если он подается виде лекции, на 75% при дискуссиях и на 90% при проведении деловых игр.
Общие цели деловых игр в медицине:
- погружать учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе медработника  в распознавании болезней и лечении больных;
- создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от правильных и ошибочных действий и решений;
- нести ответственную воспитательную функцию;
- умение проводить дифференциальную диагностику кратчайшим путем минимальное время и назначать оптимальную тактику лечения наиболее простыми и доступными методами лечения;
- сформировать оптимальный психологический климат общения с больными и коллегами по работе;
- эффективно действовать   в условиях  первичной врачебной сети - на амбулаторном приеме в поликлинике, на скорой помощи, в роли участкового врача;
- в качестве контроля профессиональной подготовки служить барьером на пути к постели больного, пропуская к больному только профессионально подготовленных учащихся.
Деловые игры обладают большими образовательными и развивающими возможностями.
 Во-первых, в них моделируются профессиональные отношения, условия профессиональной деятельности, позволяющие включить студента в имитируемую профессиональную среду, то есть в деловой игре приобретаются необходимые умения и навыки правильного выполнения своих профессиональных функций и позволяет сократить разрыв между теорией и практикой.
Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деловой игры служит дидактическим средством развития творческого, профессионального мышления, которое проявляется в способности к анализу клинических  ситуаций, в четкости и обоснованности решений, умении эффективно взаимодействовать с партнером.
В-третьих, деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: умение занять активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетентности, а также прогнозировать свои собственные возможности для выполнения будущей профессиональной деятельности. Подобные занятия приучают к самостоятельности, инициативности, вызывают чувство удовлетворенности и уверенности в себе.
Что такое учебные игры в медицине? Ответ на этот вопрос весьма сложен, потому что в литературе нет  единого подхода к этой проблеме.
По определению Р.Ф. Жукова, В.И. Рыбальского и др. деловая игра - это моделирование конкретной ситуации или избранных ее аспектов, выполняемая в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками. Из приведенной формулы видна сложность даже установления понятия деловая игра.
Д.Р. Карсон рассматривает два основных класса деловых игр: общие управленческие игры и функциональные.
Медицинские клинические игры являются функциональными и могут применяться в индивидуальных или групповых  вариантах. В классификации методов активного обучения перечислены семь признаков деловой игры:
Первый признак: моделируется профессиональная деятельность фельдшера или медсестры. Поскольку главной целью и смыслом клинических учебных игр является моделирование умственной профессиональной  деятельности, клинические игры не рассматривают проблемы управления. Клиническая игра должна моделировать, прежде всего, интеллектуальную, а так же и профессиональную мануальную деятельность фельдшера или медсестры .
Второй признак: перед игровым коллективом - учебной группой, независимо от количества участников поставлена общая цель - оптимальная диагностическая и лечебная работа с моделью больного.
Третий признак: играющий назначается на роль фельдшера. То обстоятельство, что в игре по принципу «фельдшер -  больной»  каждый из участников играет роль одного лечащего фельдшера  непринципиально. Следует все время помнить о цели и смысле учебной игры в медицине - сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больным в своей профессиональной основной роли  - фельдшера или медсестры.
Четвертый признак : В силу специфики профессиональной деятельности медработника  клинические медицинские игры не могут и не должны отвечать требования четвертого признака, ибо различие интересов участников клинической игры нет и быть не может.
Пятый признак :  в  игре    состояние больного неизбежно меняется в зависимости от действий разных участников игры.  
Шестой признак -  система стимулирования. Для клинических медицинских игр характеризуется состояние больного -  выздоровление при правильных решениях или ухудшение, вплоть до летального исхода при ошибках.
Седьмой признак  -  объективность оценки результатов игровой деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных семи признаков не позволяет считать занятия деловой игрой, а требует отнести его к одному из других методов активного обучения.
Исходя из выше изложенного, принята следующая формулировка понятий деловой игры. Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая) игра -  это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах.
Игровая  ситуация,   закладываемая  в основу каждой игры, должны быть актуальной, реальной, типичной, полной, способной к росту и развитию. Но  в медицине нужно учесть проблему редких больных. Многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко,  и показать студентам реальных больных часто не возможно. И здесь учебная игра на эту тему компенсирует отсутствие больного.
Деловые игры бывают исследовательскими, производственными и учебными. Разные формы игр преследуют различные цели. Исследовательские игры служат для проверки гипотез, накопления статистических данных, поиска новых форм организаций. Производственные игры применяются для совершенствования, отработки и корректировки организационных, управленческих, технологических и других приемов и процессов. Учебные игры используются для подготовки и тренировки, формирования узких знаний и развития умения и навыков.
Деловые игры бывают односторонние, когда все играющие стремятся к достижению единой определенной цели; двухсторонними, когда все противостоящие стороны пытаются разрешить ситуацию в свою пользу; многосторонними, когда приходится организовывать сложные взаимодействия игроков с конкурирующими и взаимоисключающими интересами.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Нами разработаны и широко применяются в учебном процессе  различные варианты игр по двум специальностям «лечебное дело» и «сестринское дело».
В подготовительном этапе при определении целей важно ответить на следующие вопросы;
  • Для чего проводится данная деловая игра?
  • Для какой категории студентов проводится данная деловая игра?
  • Чему именно следует обучать студентов?
  • Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?
Существует два образца учебных игр, принципиально отличающихся между собой, возрастающие по сложности.
  • Первый образец  из них как, например игра «Больной с жалобами на боль в груди» представляет собой игру контролирующее - обучающего характера. Обратная связь, которую получает играющий в виде текста на карточке в ответ на свое решение на предыдущем шаге игры, констатирует лишь объективное состояние больного вследствие предпринятых действий. Играющий должен самостоятельно оценить информацию о состоянии больного и предпринять шаги для оптимизации этого состояния. Следовательно, этот первый этап игры погружает учащегося в реальную обстановку интеллектуальной   деятельности.
  • Второй образец игр имеет преимущественно обучающий характер. После принятия решения на данном этапе, в зависимости от правильности или ошибочности своего решения, играющий получает карточку, на которой уже заранее в тексте написано, правильным или ошибочным является его решение. Здесь же прогнозируется последствия допущенной ошибки.
Можно выделить несколько типов деловых игр.
Первый тип игры: «медработник   -  больной». Это основная форма клинической игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности фельдшера или медсестры,  направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма наиболее проста, она является основой всех клинических игр. Учебная игра «фельдшер -  больной» организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем студента до применения этой методики на лекции. По специальности «сестринское дело» разработаны ролевые игры «медсестра – пациент» по сбору информации о пациенте, расспросу, выявлению жалоб и сведений о болезни и жизни. Игры используем в учебном процессе,  начиная с первых курсов.  Практикуются по ПМ 04 и ПМ 07 «Выполнение работ по специальности младшая медицинская сестра» такие игры, как «Слабое звено», «Брей ринг» и др. На старших курсах студенты имеют возможность  в деловой игре  имитировать профессиональную деятельность медсестры в условиях стационара, а фельдшера в условиях скорой помощи или ФАПА. Это такие игры как «Утро в эндокринологическом отделении», «Один день кардиологического больного в стационаре», «Фельдшер скорой помощи на вызове», «Роды», и др..
Второй тип – «Действия медицинского персонала в нетипичных ситуациях». Эта игра отличается тем, что   в игре участвуют  консультанты, координаторы, менеджеры. Формально эта ролевая игра, где разные играющие выполняют роли медсестер  разных специальностей и уровня подготовки, включает интегральные связи.  По своей сути она односторонняя. Этот  вариант гораздо сложнее для студентов и требует более серьезной подготовки и включает .
Третий тип клинической игры – это «Фельдшер скорой помощи», «Фельдшер ФАПа». Отличие этого варианта в том, что фельдшер обслуживает нескольких пациентов. При этом для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний.   Здесь помимо чисто клинических задач, возникает организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами  ЛПУ, с вспомогательными, клиническими, инструментальными и лабораторными службами.
Лечебное учреждение, получающее молодых специалистов, часто жалуется, что выпускники не владеют профессиональными элементарными навыками, особенно плохо они подготовлены к взаимодействию со своими коллегами и различными службами .
Моделирование профессиональной работы медработника в коллективе  ЛПУ посредством учебной игры в принципе позволит лучше подготовить студента    к оптимальной деятельности. Иными словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы в ЛПУ,  максимально реальные модели профессиональной работы медработника с больным.
Главное назначение деловых игр -  уменьшить для учащихся степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли напоминать, что «производственная сфера»  медработника  -  это больной человек. И неожиданность ситуации для фельдшера или медсестры  в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью больного.
Учебная игра   может быть  не только методом обучения, но и  методом контроля, который в условиях приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности. 
Наиболее благоприятный момент для применения деловых игр – завершающий этап обучения, когда студенты уже обладают достаточным уровнем знаний, умеют самостоятельно работать и им легче справиться с ситуациями, моделирующими профессиональную деятельность. При таком методе обучения участникам игры предлагают конкретную ситуацию с двумя вариантами распределения ролей.
При первом варианте роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями или выполняют функции «арбитра».         
Во втором – слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая из них берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.

По методике первого варианта деловая игра представляет собой имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Бригада делится на две малые группы: первая – «исполнители», вторая – «оппоненты», оценивающие действия «соперников» не имея перед собой эталонов ответов. В игре принимает участие и «арбитр», который, по эталонам ответов на теоретические знания и практические навыки, оценивает действия студентов.     
 
Пример: больной К. 78 лет. в тяжелом состоянии с диагнозом: «Острое расстройство пищеварения» поступает в приемное отделение инфекционной больницы. В данной игре студенты ставят приоритетную проблему, оценивают ситуацию, выдвигают возможные варианты решения, и, проанализировав каждый из них, выбирают наиболее оптимальный. По условию задания бригада студентов должна оказать неотложную помощь в приемном покое, и, согласно установленного алгоритму, показать определенные практические навыки (промывание желудка, постановку очистительной клизмы,   внутримышечное, внутривенное, подкожное введение лекарственного препарата). Затем один из участников должен определить программу лечения пациента с острой кишечной инфекцией в стационаре. Таким образом, проведение предложенной деловой игры позволяет оценить некоторые профессиональные компетенции по неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Другая игра «Синдром гипертермии» составлена по той же методике, но имеет некоторые особенности. Преподаватель делит бригаду на три подгруппы, каждая из которых имеет свое название и во время игры должна выполнить три задания по определенному алгоритму действия. Первая – «Фельдшер» получает ситуационную задачу, по условиям которой у больного помимо гипертермии, будут судороги. Но тактика фельдшера будет зависеть от определения этиологии судорог, поэтому данная подгруппа, обращается ко второй подгруппе «Информатор», которая имеет дополнительные сведения о больном из анамнеза жизни, истории развития заболевания, данных объективного обследования.           Подгруппа № 3 «Арбитр», получает эталон правильных диагнозов по задачам. Эта подгруппа должна назначить лечение основного заболевания  и судорожного  синдрома в условиях стационара. В игре решаются несколько  задач. Деловая игра этого типа позволяет провести контроль сформированности профессиональных компетенций по диагностической деятельности.
По методике второго варианта составлена деловая игра «Специфическая профилактика кори». В игре принимает участие вся бригада (на очередном этапе игры в роли фельдшера фельдшерско-акушерского пункта выступает новый студент), но контролирует, направляет и активизирует работу внутри бригады «ведущий фельдшер», из числа способных студентов. В ходе игры фельдшер должен      составить индивидуальный план прививок, осмотреть ребенка перед прививкой ребенка и дать рекомендации его матери, ответить на многочисленные вопросы матери по специфической профилактике кори, поставить прививку, а также   правильно оценить ситуацию при потере сознания, которое возникло при постановке прививки ребенку и оказать ему неотложную помощь. К тому же в этот день ФАП посетил врач- эпидемиолог районной СЭС для контроля расположения прививочных препаратов на полках холодильника. При проведении этой деловой игры проверяются и оцениваются профессиональные компетенции профилактической деятельности фельдшера.
Включение в учебный процесс игр   делает сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным. Состязательность, смена видов занятий в форме игрового действия оживляет восприятие, способствует более прочному запоминанию учебного материала, обогащает процесс обучения, действуя по принципу: «Расскажи мне – и я услышу. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня - и я пойму».
Деловые игры – это перспективная форма учебной деятельности, которая формирует навыки клинического мышления. Игровые и имитационные технологии  – современное требование времени, которое обусловлено, в первую очередь,   обучением по ФГОС III, принципиальным отличием которого является переход от знаниевых технологий к компетентностым, где клиническое мышлении рассматривается как одна из профессиональных компетенций будущего специалиста. 
Имитационное обучение – это обучение, при котором обучаемый осознано, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Синонимом имитационного обучения является «моделирование» в процессе обучения, а в сфере здравоохранения еще используют термин «симуляционное обучение», когда для моделирования профессиональных ситуаций разными способами симулируют проявления болезней.
Медицинская имитация может уловить и передать широкий ряд клинических ситуаций редкого клинического случая. Такая имитация дает учащимся возможность пройти через это и на практике научиться тактике ведения редких, жизнеугрожающих состояний,  частота которых низка, но ставки при этом высоки. Не все студенты способны освоить один и тот же навык за одинаковый промежуток времени, т.к. у каждого студента своя «кривая обучения» в части формы и ускорения, которая не может всегда быть приспособлена под традиционные методы обучения. Приобретенные во время имитации клинические навыки могут урегулировать эти разногласия между студентами, пока достигаются отдаленные результаты - можно демонстрировать компетентность в поставленных задачах на всех уровнях сложности.
Одним из факторов правильного применения имитационного обучения является предварительная подготовка преподавателей и материально – техническая база(специальные тренажеры, симуляторы и модели). 
Имитационное обучение способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Для этого используются игровые методы обучения, а также специальные тренажеры, симуляторы и модели. Использование таких высокотехнологичных средств обучения позволяет   формировать профессиональные компетенции  и развивать клиническое мышление, и обеспечивают у каждого учащегося достижения третьего уровня обучения - практического овладения профессиональной деятельностью.
 
Литература
1. Ардаматский Н.А. Клиническое мышление, его воспитание и
совершенствование. – Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1992.
2. Истомина, М. В. Применение игровых технологий обучения при преподавании юридических дисциплин регионального компонента/М.В. Истомина//Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. – 2011. -№2. С. 128-138.
3. Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. – 3-е изд., доп. и перераб. – Таллин:
Валгус, 1983.
Подготовила: Болотина Зинаида Ивановна , ГБОУ СПО "Валуйский колледж" Белгородской области





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015