УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Развитие критического мышления


Развитие критического мышления посредством использования интерактивных технологий в рамках дисциплин «Обществознание», «Основы философии» в условиях внедрения в ФГОС СПО третьего поколения

      «…в своих целях человек подчинен внешней природе, то в своих орудиях он господствует над ней ».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
 Пусть, каждый рассудит смысл этих слов, как считает нужным для себя.
(Гегель высказал глубокую идею – можно провести аналогию деятельности педагога, который всегда воплощает «орудия» в практику)
Основная цель интерактивного обучения
В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности учащегося.
Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, наша задача – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае студент сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
 
Цель данной статьи  - показать смысловое значение технологии критического мышления.
Данная тема раскрывается в рамках вышеуказанных дисциплин и имеет философскую основу.
КМ – главное опорное понятие мышление.
КМ – субъективно и порождает себя, т.е. это действие незавершенное и всегда остается процессом.
 Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоит в признании разумности мира.
«Все действительное – разумно,
Все разумное – действительно».
Однако разумен, истинен не результат развития (сам по себе); истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат.
Что касается ТКМ, важен сам процесс – в нашем случае неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами – педагогами стоит задача не только рационалистическая , но ( благодаря своему последовательному рационализму) – оптимистическая; наполненная творческой силой и приоритетом идей.
Развитие КМ – это процесс углубленного изучения, требует конструктивно- критического подхода, например: реализация метода «проб и ошибок» - чтобы студент не боялся высказывать ошибочные предположения. Работая на уроке, он сам должен прийти к такому пониманию – где был не прав или ошибался, быть честным в своих рассуждениях.
Основные свойства данной технологии -
           объективность, которая исходит от нас педагогов, при этом ответы учащихся, выраженные в определенных субъективных формах как PUZZL – складывают картинку относительно истинного знания – цель достигнута и между нами нет «китайской стены».
         При этом, педагог направляет процесс изучения
в нужное русло, подталкивая наводящими вопросами или репликами.
         Наиболее значимым, положительным моментом в поиске правильных ответов – выход за пределы самого знания , т.е. методом логических рассуждений ;
          Дидактическое наполнение урока новым содержанием.
         Только развивающая практика во всей полноте содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.
         Проверка знаний на практических занятиях (семинарах), но ни как одноразовый акт,  а процесс, который носит диалектический характер, следовательно, практика – есть критерий знаний и умений.
Эмерджентность — проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.
Знание – как образец, который мы в ряде случаев можем и не достигнуть- это можно соотнести с заблуждением( всем свойственно ошибаться), эффективное средство их преодоления – критический метод. При этом универсальных технологий и методов от заблуждений и ошибок не существует.
Например, при подготовки к занятию, продумывая технологические приемы, на практике приходится менять стиль и форму занятия, по понятным нам причинам: 1. Нежелание аудитории активизироваться или из-за отсутствия концентрации внимания; 2. Отсутствие мотивации запоминания, восприятия определенной информации и тд.
И выходит парадоксальная ситуация, когда «верхи хотят, а низы не могут».
В таком случае спасает ТКМ, в соответствии с этим подходом существуют нетрадиционные формы занятий: урок взаимообучения, урок-состязание, урок открытых мыслей, урок-соревнование, мозговая атака, аукцион знаний, межпредметный интеграционный урок, лекция-диалог итд.
Нельзя забывать о выборе, обеспечивающем  познавательную активность, сочетание различных форм коллективной, индивидуальной работы.
 
Способы активизации на уроке:
1.Определение цели  - совместно, коллективно
2. определение темы и задач изучения нового материала
3. показ его практической значимости
4. постановка перед учащимися учебной проблемы
5. выбор и назначение ассистентов, консультантов, арбитров
6. анализ сообщения, докладов
7. этап всесторонней проверки ЗУН
        
           Некоторые разделы философии, в силу своей специфики, несут в себе научно-исследовательскую направленность в изучении нового материала, и если студент к концу изучаемого периода только будет знать и уметь пересказывать, значит, цель - не достигнута. Поясняю, известно, что основная часть студентов ОФК не владеет культурой общения (общение на самом «низком» бытовом уровне), следовательно, наша основная цель ориентирована на развитие информационной, коммуникативной культуры студентов, отсюда следующие задачи:
·       создать условия для развития у студентов умения структурировать информацию (составлять простой и сложный план)
·       содействовать развитию грамотно излагать свою мысль, обеспечивать развитие монологической и диалогической речи.
 
Пример:
Учебная дисциплина:История

Тема: крещение  Руси
Тип занятия: изучение нового материла (с использованием  элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)
Этапы деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Примечание
1. Вводное слово преподавателя.
 
Приветствие, проверка присутствующих и готовности к занятию.
Взаимное приветствие
2 мин.
2. Опрос по домашнему материалу
1. Охарактеризуйте хозяйственные занятия восточных славян.
2. Покажите на карте территории расселения племен восточных славян.
3. В чем состояли особенности общественных отношений у вост. Славян в 8-9 вв? Назовите первых русских князей, их деятельность.  
4.Каким богам поклонялись славяне? И какие силы природы олицетворяли боги?
 
Ответы студентов на оценку
 
 
 
10 мин.
3. Этап «Вызов»
Прогнозирование (по картине)
 
 
Прогнозирование по ключевым словам
 
Прием «ЗХУ»
Цель:обеспечить осознание социальной значимости и общекультурной ценности изучаемого содержания. Создать условия для принятия ценностной ориентации.
Сформулировать стремления к глу бокому усвоению содержания.
 
- О чем ведется речь в стихах?
- И кто, по-вашему мнению, изображен на слайде?
Итак, открываем тетради и записываем тему занятия.
- Что вы знаете о Крещении Руси?
 
Прочтите текст на слайде, подумайте и выберите информацию для определения дальнейших задач и формулирования общей цели нашей дальнейшей работы.
 
- Предлагает обучающимся оформить имеющиеся знания  любые вопросы, которые   возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи   и внести их в первую графу таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал» 
Организует обсуждение по результатам выполненной работы, комментирует, задает уточняющие вопросы.     
 
 
- Просит определить цель и задачи дальнейшего изучения для заполнения 2 графы – ХУ.
 Классификация составленных студентами целей с последующей детализацией (обсуждение)
1.                        Понять предпосылки крещения Руси.
2.                        Познакомится с причинами крещения
3.                        Узнать были ли христиане на Руси до 10 века, кто из русских правителей первым принял христианство?
4.                        Выявить культурно-политическое влияние Византии, приведите конкретные примеры
5.                        Как проводилась религиозная реформа?
6.                        Как отнеслись жители Руси к смене веры?
7.                        При помощи схемы понять устройство церкви на Руси
8.                        Дать оценку культурно-исторического значения принятия христианства.
        Цель: Выявить положительное влияние крещения Руси на судьбу российской цивилизации.
Преподаватель: Насколько реально их достижение, мы начнем по крупицам собирать, подтверждающие факты из источников (давайте вспомним – что же является источником?, например…)
 
Ответы студентов.
Записывают тему урока в рабочей тетради.
 
Студенты высказывают свои мнения по поводу данной   информации. Вспоминают изученный материал по обществознанию, обсуждают в парах и формулируют собственные суждения.   
   Заполняют таблицу, первую графу- З.
Представляют результат, озвучивая записанные суждения.
 
 
Формулируют вопросы, актуализируя проблемы, требующие решения в рамках занятия (заполнение 2 графы - ХУ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы учащихся
Слайд №1 5мин.
СЛ.2
 
Сл.3
 
 
 
 
 
 
 
10 мин.
Преподаватель вопросы записывает на доске
 
 
4.Этап «реализация»
Предъявление парадоксов
Чтение текста с маркировкой по методу insert
Выделение ключевых слов подчёркиванием
Цель: Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова, логико-смысловое структурирование материала
 
 
Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.
   Предъявления одной из исторической коллизии. Раздаю текст. Перед вами текст с информацией о летописи Илариона «Слово о законе и благодати». Организует работу в группах, конкретизируя   задание для каждой из групп 
1.      Группа: Выясняет,   почему в летописи говориться, что учили православию, а не христианству? Или это одно и тоже? Разберёмся.
2.      Группа кто такой Владимир? И является ли он сыном Святослава? Почему Владимира называют каганом? Какой религии?
3.Группа: Назвать и показать места проживания соседей славян.
Какие верования были у них? Как Владимир расширил границы государства. Работа с картой и с учебником (стр.148- 149).
 
 
Преподаватель на карте после ответа учащегося значками отмечает государства, исповедовавшие веру в одного Бога:
Волжская Болгария (ислам) Z
Хазарское царство (иудаизм) Y
Византийская империя (православие)
Германская империя, Польша (католичество) V
 
 
 
Смотрят на раздаточный материал
 
 
1,2 гр.- Чтение текста с маркировкой по методу insert.
Выполнение в тетради.
Выделение ключевых слов подчёркиванием
Работа с картой и учебником
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СЛ.4
Работа с текстом
15 мин.
 
 
Учебник стр.148-149
Показ на СЛ.5-6
 
 
 
 
 
 
 
5.Этап разрешение проблемы
Цель: Освоение способа работы с источником, информацией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Этап проверки знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Этап рефлексия
 Прием «Синквейн»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8. Этап подведение итогов
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Домашнее задание
 
 
 Преп-ль: Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество. Однако до принятия веры в одного Бога князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество.
Каким образом он это делает, посмотрите в летописи «Повесть временных лет»?
 Из множества славянских богов Владимир выделил 6 главных. В Киеве были поставлены статуи этих богов (идолы) – Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Главным богом стал Перун – бог войны, бог князя. Запылали костры, состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие.
 
Вывод: Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.
Почему?
Язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, с правителем. Язычество разделяло людей.
·                     А что было необходимо князю Владимиру? (Объединение племен и укрепление своей власти).
Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств (см. карту), чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог.
О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет» («Выбор веры» - СЛ 9).
 Вопрос стоял лишь о том, какую веру принять. Среди соседей Руси были языческие племена балтов и финно-угров, но были и государства, исповедовавшие веру в одного Бога.
 
 Для принятия христианства существовали предпосылки:
Какие? Что нам говорят летописи?
А, вы,    какой точки зрения придерживаетесь сами?
Русь и политическая карта восточной Европы. Влияние Византии(учебник стр.149). Работа   с картой СЛ5-6.
Вывод: Далее ОМС -1, 2 предпосылки, влияние Византии. Запишем в тетради в таблице «У»
 
Первые известия о крещении руссов, Ольги.
Выводы записать в тетради в «У»: ОМС- 3
 Каким образом Владимир остановил свой выбор на христианстве? обратимся к «Повести..»
-      А что нам говорят источники, сравним информацию с учебником  Задание для работы в группах:
1 гр.- Крещение Владимира в Корсуни в 988 году. СЛ.10- по летописи
2гр - Крещение Руси СЛ.11-12 - по летописи
3гр – «религиозная реформа»- информация по учебнику
Как же восприняли язычники, было ли сопротивление реформе? СЛ.14-16 Что говорят источники? В учебнике стр.150
Выводы: на слайде ОМС -4; Предлагает заполнить третью графу таблицы «ЗХУ» - «Узнал». Мотивирует на осмысление имеющихся представлений с учетом вновь приобретенных знаний
 Запишем в тетради в таблице «У»:
дату крещения киевлян -988год и выводы ОМС-4
 
 Преподаватель: о иерархии православной церкви ОМС -5, запись в тетрадях в таблице «У»
 Преподаватель: проводит параллели между крещением Руси, реформами патриарха Никона (на листочках №1, вы ознакомилились в начале занятия), Петра Первого и 1917 годом. «В России всегда все новшества принимаются вопреки мнению народа, иногда с помощью насилия. 
 Преподаватель: Чтобы смягчить противостояние, церковь попыталась связать язычество и христианство: наряду с посещением храмов люди продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени.
 Выводы: на слайде ОМС -5;
 Запишем в тетради в таблице «У»: «Двоеверие= язычество + христианство»
Вопрос: В чем же значение крещения Руси?
Идет работа с информацией в учебнике (стр.150). Учащиеся заносят в тетрадь «У» основные положения, объясненные учителем.СЛ.19-20.
Похвала Илариона князю Владимиру в летописи «Слово о законе и благодати»- смотреть раздаточный материал(лист 3). 
Значение крещения Руси
·                     Объединение восточнославянских племен
·                     Укрепление власти князя
·                     Создание церковной организации
·                     Развитие просвещения и культуры
·                     Смягчение нравов
  
Вопрос: Что нового появилось в культурной жизни Руси?
Преподаватель: О смягчении нравов   говорит на примере князя Владимира до и после крещения.
   Христианские принципы милосердия, любви к ближнему вступали в противоречие с методами принятия христианской веры – насилием и жестокостью.
Вопрос: Можно ли было на Руси принять христианство, не применяя жестокостей?
 
Вывод: ОМС-6
Студентам предлагается расположить листы с опорными сигналами «Этапы Крещения Руси» ) в порядке следования событий.
1.                  Приход к князю Владимиру проповедников религий из разных стран
2.                  Отправление Владимиром бояр-послов для выбора веры
3.                  Крещение князя Владимира в Корсуни
4.                  Крещение Руси
 Творческая форма рефлексии – Синквейн
Правила написания синквейна: СЛ.21
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
  • Русь
  • Православная, самоубийственная
  • Убивающая и воскрешающая
  • Поцелуй на морозе
  • Жизнь
 
Определяет достигнутые результаты, степень осмысления и понимания материала, дает оценку деятельности обучающихся на занятии.
Итоги: Какова тема учебного занятия?
- Какие открытия сегодня на уроке вы для себя сделали?
- Что было для вас непонятным?
- С какими заданиями вы справились успешно?
- Что для вас было важным?
 
Подготовить ответы к вопросам в конце параграфа  на стр.151 Объясняет домашнее задание, озвучивает требования к выполнению
Учащиеся работают с источником «Повесть временных лет». Отвечают на вопросы:
 1.Каким образом князь Владимир решил реформировать (обновить) язычество.
Как он это делает, посмотрите в летописи «Повесть временных лет»?
 2. Почему попытка объединения различных верований и божества была неудачной?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Высказывание уч-ся по поводу предпосылок и влияния Византии (после прочтения летописи, учебника стр.149).  
 
 
Доклад студента
Записывают в тетради в «У»: ОМС- 3
 
 
Смотрят источник, находят ответы
 
учебник, сопоставляют информацию с источником.
 
Записывают в тетради в «У»: на слайде ОМС -4;
 
 
 
Записывают в тетради в «У»:
 на слайде ОМС -5иерархия;
 
 
на листках задание№1, подтверждающая информация
 
 
 
 
 
 
 
Сл.15,16
 
 
 
 
двоеверия на слайде ОМС -5
 
 
 
 
Читают учебник стр.150. записывают выводы в тетрадь «У» СЛ.19-20
Читают летопись «Слово о законе и благодати» . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работают с раздаточным материалом,  листы с опорными сигналами
 
 
 
 
 
СЛ.21
Пишут и зачитывают «Синквейн.»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студенты отвечают на вопросы.
Высказывают отношение к уровню понимания изученного материала, степень удовлетворенности от формы организации занятия.
 
Записывают домашнее задание, задают вопросы на уточнение
10 мин.
СЛ.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СЛ.9
 
 
 
 
 
Выводы:ОМС-1, 2 предпосылки
 
 
 
ОМС- 3
 
10 мин.
СЛ.10
 СЛ.11-12
 
СЛ14-16
 
Выводы: ОМС-4, 
 
 
 
 
ОМС -5иерархия;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОМС -5двоеверие
 
 
 
10 мин
СЛ.19-20
 
 
 
раздаточный материал(лист 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОМС-6
 
 
3 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
СЛ.21
10 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 мин.
 
Литература
 С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Критическое мышление: библиография
Ю. Г. Фокин «Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество»;
Д. И. Латышина «История педагогики»;
А. А. Радугин «Педагогика»
Разработала: Шевелева Елена Николаевна, КГБОУ "Каменский педагогический колледж"





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015