УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Работа над пьесами малой формы в классе фортепиано


Методические рекомендации: Работа  над  пьесами  малой  формы  в  классе  фортепиано
Аннотация

                  Данные  методические рекомендации относительно исполнения фортепианных  пьес  или работы над отдельными местами  основываются как на собственном  педагогическом опыте, так и на опыте коллег. Также  автором  использованы  материалы и публикации следующих  известных педагогов-пианистов: А.Артоболевской, В. Натансона,  Л.Ройзмана, С.Чернышкова, музыкального теоретика А. Фролова. Что касается приведенных ниже  методических рекомендаций, разумеется, их нельзя рассматривать, как обязательные для всех, ведь каждый студент обладает индивидуальностью, да и физиологические особенности рук у всех различны. Но, с другой стороны, во многих произведениях имеются места, при исполнении которых студенты совершают типичные ошибки. Методические указания, приведенные ниже, имеют целью предотвратить появление таких ошибок, помочь преподавателю направить студента по более рациональному пути.

                   Пьесы малой формы, которые наиболее часто используются в процессе обучения студентов, могут быть условно разделены на несколько основных разновидностей:
  • кантиленные  пьесы
  • жанровые пьесы
  • программно-характерные пьесы
  • пьесы старинных композиторов
  • джазовые пьесы
                  Вначале  обратимся к общим методическим рекомендациям, касающимся работы над фортепианными пьесами любого  из названных жанров.

                  Главной  целью при изучении каждого музыкального произведения  является достижение понимания замысла композитора и передача его студентом на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из вышеперечисленных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.

                  Начиная работу над пьесой, студенту необходимо  прежде всего определить характер музыки и, как следствие, характер самого звука. Чтобы облегчить эту задачу, преподаватель может предложить  выбрать слова из перечня определений характера звука:
  •    мягкий
  •    легкий
  •    звонкий
  •    отчетливый
  •    глубокий
  •    искрометный
  •    сверкающий
  •    певучий
  •    отрывистый
  •    плавный
  •    слегка расплывчатый
  •    тяжелый
  •    упругий
                  Здесь уместны «наводящие» вопросы  с целью натолкнуть студента на размышления, например: «Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?» Цель заключается в том, чтобы студент мог словами рассказать, что происходит в музыкальной пьесе. Также  необходимо ответить на вопросы о тональности, ключевых и случайных знаках, о динамических оттенках, темпе, ритме, штрихах, музыкальных терминах. Все эти вопросы помогают активизировать сначала восприятие студента, а затем и осознание.

                  Основные методы работы, которые сложились в фортепианной педагогике, это метод подражания, метод эмоционально-волевого и интеллектуального воздействия.

                  Метод подражания обращается к пассивным способностям студента: на слух и «с рук» педагога он перенимает то, что ему играют и показывают. Этот метод применим в работе с начинающими и может быть использован тогда, когда студенты вводятся в новые для них области исполнения и когда недостаточно словесных объяснений.

                  Метод эмоционально-волевого воздействия можно сравнить с методом дирижерским. Педагог стремится воздействовать на фантазию студента, эмоциональность, разбудить в нем вдохновение. Здесь надо использовать образные сравнения, ассоциации, жесты, иллюстрации исполнения. Яркие музыкальные представления и творческая активность помогают разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Такой метод  предъявляет большие требования к инициативе студента и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский  аппарат и сознание.

                  Еще один метод – интеллектуальный. Он основывается на анализе закономерностей музыкального сочинения, начиная от элементов и кончая широкими обобщениями. Такой метод требует от студента максимальной сознательности, активности и легче всего приводит к самостоятельности.

                  В начале работы  с новым произведением показывать его нужно в настоящем темпе и в художественном исполнении. Цель такого показа  - создание образа в представлении студента. К такому же показу нужно возвращаться время от времени в процессе работы над пьесой, для того, чтобы работая над деталями, не забывать звучания целого.

                  С пояснительной целью следует играть произведение приблизительно в том темпе, который доступен студенту в данный момент: в этом темпе он лучше поймет указания преподавателя. В таких  случаях показ можно упростить, акцентировать те стороны, на которые нужно обратить внимание студента  на данном этапе работы. Не исключен «карикатурный показ», цель которого представить явление с его отрицательной стороны, утрировать ту или иную деталь. Но ни в коем случае нельзя заставлять студента слепо копировать свое исполнение, подавлять его инициативу, а наоборот  поощрять его собственное понимание музыки.

                  Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д., а в дальнейшем и умение студентов самостоятельно разграничивать их. Они должны уметь определять (вначале с помощью преподавателя) форму того сочинения, которое разучивают, твердо знать тональность пьесы.

                  Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте  при соблюдении следующих условий:
  • студент осознает строение фразы, деление на мотивы, ее динамику (начало, подъем, кульминацию, спад);
  • студент владеет средствами инструмента в достаточной  степени, чтобы осуществить свое художественное намерение;
  • студент умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.
Автор: Коленченко Светлана Николаевна, ГБОУ СПО "Клинцовский социально-педагогический колледж"

Скачать






Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015