УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Особенности создания и деятельности школьного театрального клуба


Доклад "Особенности создания и деятельности школьного театрального клуба"

Школьный театр давно уже признан эффективным средством эстетического и нравственного воспитания. Он помогает детям познавать суть бытия, способствует выработке жизненной позиции, формирует взгляды, убеждения, характеры.
 
Театр этот очень разнообразен. Это хорошо видно уже по репертуару: играют и сказки, и сцены из классической и современной литературы. Нередко на подмостки выводится реальная жизнь школы, что может стать хорошим помощником учителям-предметникам и воспитателям.
 
Одна беда – редко где приобщение к театральному творчеству происходит системно. Чаще так: поставили спектакль, сыграли премьеру – и остыли до следующего учебного года. Это досадно, потому что эффективным процесс театрального творчества может быть лишь при условии его непрерывности.
 
Конечно, школьный театр – это не профессиональная актерская труппа, тут невозможно требовать постоянных репетиций, играть спектакль за спектаклем. Основное время школьников все-таки должно быть направлено на освоение учебной программы. Но  есть реальный путь не выпадать из мира сценического творчества – создание школьного театрального клуба. Именно в клубе можно создать наиболее благоприятные условия для самореализации личности школьника, педагога, родителя. В клубе вырабатываются традиции, именно на этой базе школьный театр способен перейти из режима функционирования, то есть показа подготовленных от случая к случаю сцен и театрализованных программ, к режиму развития школьного театра как целостного организма.
 
Анализ деятельности детских общественных клубов позволяет представить технологическую схему создания и деятельности школьного театрального клуба в следующем виде.
 
Прежде всего, организатору необходимо сформулировать ЦЕЛЬ клуба. Она может звучать так: открыть для школьников театр как воспитательную систему, поднять их до уровня понимания этого вида искусства. Предполагается, что такая цель приведет нас к достижению следующего РЕЗУЛЬТАТА: школьники воспринимают и принимают духовные ценности, которые несёт театр, они открывают для себя новый культурный пласт, который помогает им решать в том числе и их современные социальные и нравственные проблемы.
 
Прийти к такому результату можно, лишь наполнив СОДЕРЖАНИЕ деятельности клуба творчеством объединений разной направленности, но с общим интересом к театральному искусству и потому готовых поработать на единую художественно-творческую задачу. Таким образом, в состав клуба могут войти участники студий и кружков актерского мастерства и художественного чтения, учащиеся студии декоративно-прикладного творчества (здесь они пробуют себя в роли изготовителей бутафории и реквизита), электротехнический кружок (какой же театр без световых и цветовых эффектов!), а так же юные поэты и прозаики, которые могут проявить себя и как сценаристы, и как рецензенты.
 
Для плодотворного развития театрального клуба необходимо использовать разнообразные ФОРМЫ работы. Это и показ подготовленных школьным театром спектаклей с последующим обсуждением, и театрализованные конкурсные программы, и тематические мероприятия, и диспуты, и шоу. Жизнь школьного театра может найти отражение в зарисовках и репортажах юнкоров, в выставках эскизов декораций и костюмов. Работа эта кропотливая, но увлекательная. А главное – вполне выполнимая.
 
Изучение практического опыта театральных клубов позволяет сделать некоторые выводы- рекомендации начинающим организаторам:
 
1. Клуб может возникнуть, когда появляется лидер. В этом есть нечто парадоксальное, но нельзя создать добровольное объединение из большого числа людей без желания одного из них взять на себя все основные заботы по его организации. Лидер, безусловно, должен любить театр, видеть его воспитательные и развивающие возможности и располагать достаточным временем для руководства клубом.
 
2. Для занятий театрального клуба необходимо подобрать и соответственным образом оформить помещение. Члены клуба должны утвердиться в мысли, что у них есть свой «театральный дом», в котором царят особая атмосфера и стиль поведения.
 
3. Многообразие занятий в клубе должно помочь школьникам понять коллективную природу театрального искусства. Очень важно, чтобы каждый пришедший сюда попробовал себя в том или ином виде творчества и закрепил свой интерес к одному из них. Клубный вариант школьного театра тем и интересен, что снимает проблему «простоя»: свободные от участия в постановке могут, например, проявить себя в подготовке декораций, а ребята из других кружков наоборот могут попробовать себя в качестве исполнителей ролей и т.д.
 
4. Совершенно необходимо доводить любое начатое дело до конца. Членам клуба важно видеть практический результат, получить оценку своей деятельности, осознать её общественную значимость.
 
Как сделать первые шаги к созданию театрального клуба? Единого «рецепта», похоже, здесь быть не может. Сложившаяся практика выработала разные пути целенаправленного создания подобных объединений. Например, с помощью широкой информации о намерении создать то или иное объединение. Источником информации в этом случае становятся объявления, афишки, заметки в школьной газете или выступления по школьному радио. Другой путь – создание кружков и студий, целью которых становится обучение навыкам использования различных видов досуговой деятельности: игры на инструментах, вокального или хорового пения и т.д. В дальнейшем, усложняя задачи и обогащая свою деятельность новым содержанием, они вступают в новый этап своего развития – становятся клубом. Автор данной статьи делится опытом создания школьного театрального клуба путём организации встреч  драмкружковцев со своими однокашниками. В нашем случае участники театральных постановок становились коллективным организатором актива из числа школьников, педагогов, а так же родителей, для которых функционирование школьного театра стало бы личностно-значимым и которые направили бы свои усилия на расширение и укрепление связей между уже существующими кружками и секциями, установление четкого взаимодействия между ними. Важно было сформировать мотивацию посещения театра, воспитать отношение к «театру из зрительного зала» как сфере самореализации и творчества и, быть может, способствовать внедрению в педагогическую практику новых форм воспитательного и обучающего процессов.
 
Иными словами – следовало установить диалог со школьной аудиторией, расширить круг друзей театра, помочь им научиться «искусству быть зрителем», познать критерии, по которым следует оценивать игру артистов, работу режиссера или художника-оформителя. Особенностью такого диалога становилось то, что ведущий этих встреч не ограничивался простым информированием, но вводил участников встречи в проблемную ситуацию и побуждал их к самостоятельному поиску ответов на все поставленные вопросы. Так школьники учились навыкам эстетической оценки театрального спектакля, оптимизировался процесс развития их речи, складывалось театральное мышление, в котором главная роль отводится воображению, фантазии и, конечно же, логическому и доказательному изложению своей точки зрения. Особое значение эти встречи имели и для самих школьных артистов: они осознавали свою общественную значимость и  исподволь готовились к действиям на более ответственном уровне.
 
Ниже предлагается описание нескольких встреч в актовом зале школы. 
                                         Встреча 1
           « Играть на сцене – значит активно действовать»
Афишка приглашала школьную публику на просмотр первого театрализованного концерта и обещала, что драмкружковцы покажут несколько небольших сценок, поставленных по собственным сценариям. Праздничная взволнованность актеров была абсолютно понятной – премьера! Но главное- эта взволнованность передалась зрителям. Они удивились новым проявлениям своих одноклассников, их искреннему и естественному поведению на сцене. Они не спешили расходиться, потому что перед началом показа мы попросили их остаться и высказать свое мнение об увиденном, обещали им ответить на все вопросы, которые у них возникнут, рассказать о том, как нам работалось над концертом и над чем мы планируем работать в дальнейшем. Ребята оценили игру наших артистов очень хорошо. Но главное - прозвучала фраза «играли как настоящие артисты». Это был сигнал к реализации сверхзадачи нашей встречи. Хотелось дать ребятам знание того, что секрет хорошей игры заключается в способности артистов, находясь на сцене, всерьёз относиться к декорации как, например, к живому лесу, а к товарищу по группе как, допустим, к королю. На театральном языке это называется «верой в предлагаемые обстоятельства». Эта вера является следствием убежденности артиста в том, что он делает. И эта убежденность- необходимое условие убедительности его игры на сцене.
 
А затем предлагаю желающим из зрительного зала попробовать себя в качестве артиста. Никита и Настя решаются первыми сыграть этюд. Сюжет такой. Ребята провожают свою маму в командировку в Новосибирск, где ей предстоит жить в квартире уехавшей  сестры. Уже объявлена посадка, поезд прибывает на перрон, а мама, оказывается, забыла ключ от новосибирской квартиры. Как быть? Стоянка поезда 20 минут, барабинская квартира - рядом с вокзалом. Значит, ребята могут выручить маму. Они сейчас сбегают домой, найдут ключ и принесут его маме. «Выгораживаем» комнату, расставляем «мебель», раскладываем реквизит. Показываю артистам ключ, который я спрячу в этой «комнате» и который им предстоит найти. А когда Настя с Никитой выходят из зала на «перрон», я обращаюсь к зрителям:
 
- Ребята, я сейчас обману Никиту с Настей и положу ключ в карман своего пиджака. Не выдавайте меня, пусть они ищут ключ в «комнате», а вы внимательно следите за их действиями.
 
Начинается игра. Настя и Никита вбегают и активно ищут ключ, внимательно осматривают вещи и заглядывают «во все уголки» - ключа нигде нет. Зрители улыбаются, они уже догадываются, что никакой игры на сцене сейчас нет, что ребята сейчас выполняют реальные действия, потому что поверили в условия игры. Подогреваю интерес артистов к действию репликой:
 
-Ребята, будьте внимательнее, ключ «смотрит на вас».

 И они ещё, ещё и ещё раз безуспешно пытаются найти ключ. Прерываю этюд и предлагаю зрителям оценить сценическое поведение Никиты и Насти. Зрители- семиклассники высказывают свои первые театральные познания: артисты вам поверили и искали ключ по- настоящему, ничего не изображали. А когда я прошу актеров повторить этот этюд, зная, что ключ лежит в кармане моего пиджака, зрители сравнивают эти два показа и дают справедливую оценку исполнителям: Настя по-прежнему верила, что ключ спрятан в «комнате» и активно его искала. А Никита уже не верил, смеялся и не искал ключ. Так совместно приходим к выводу: естественное и правдивое поведение артиста на сцене – это его активное действие с предельной верой в предлагаемые обстоятельства.

                                            Встреча 2.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И СРЕДСТВА АКТЕРСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Вторая встреча со зрителями вызревала параллельно подготовке двумя актерскими группами сцен из пьес А.Алексина «Обратный адрес» и А.Хмелика «Пузырьки». Работая над этими сценами, актеры знакомились с особенностями театральных жанров и старались играть свои роли в соответствии с требованиями жанра. Они  усвоили, что жанром принято называть   совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением автора к изображаемому объекту. Если явление жизни вызывает в нем ужас и сострадание, то в этом случае рождается трагедия. Если они вызывают негодование и смех- автор пишет комедию. Если автор ласково смеётся над симпатичными ему персонажами, то в этом случае возможен водевиль.

 Поскольку в работу были взяты две смешных сцены, то проблем с определением жанра у ребят не возникло - это комедии. Сложнее было определиться с выбором средств выразительности, потому что смеяться можно по-разному: бывает смех радостным, бывает грустным, бывает и «смех сквозь слёзы». Исходя из своего понимания природы комедийного и своего отношения к персонажу, ребята и выбирали пластический и интонационный рисунок роли.
 
При показе этих сцен зрителям важно было найти в реакциях зала ожидаемый результат. Поэтому показ был предварён постановкой вопросов, которые акцентировали зрительское внимание на очень важных для исполнителей моментах. Мы просили ребят дать оценку поступкам, которые совершают персонажи, попробовать определить отношение актера к своему герою и сравнить с ним своё личное отношение, согласиться или не согласиться с исполнителем.
 
При обсуждении показа комедийный жанр отрывков из пьес юные зрители определили без колебаний. Но доказать обоснованность выбранных исполнителями ролей средств выразительности они затруднились.

Потребовалось сделать подсказку, обратив их внимание на то, что смешное в комедии раскрывается не только в словах, но чаще в действиях. Именно это обстоятельство определяет выбор приспособлений, жестов, интонаций и т.д. И разговор со зрителями оживился. Ребята заметили, что Тося в «Обратном адресе» и очень милая, и очень смешная. Она говорит серьёзные слова, а мы смеёмся, потому что чувствуем, что слова она произносит чужие, явно заимствованные у кого-то из взрослых, но выдает их за свои собственные суждения. Забавные у неё пластика, жесты, когда она то и дело украдкой от Сережи поправляет  модную прическу и кофточку, опасаясь, что Сережа их не заметит. А ей так хочется, чтобы он их оценил.
 
Самого Сережу ровесники из зрительных рядов  называют «серьёзным парнем», вместе с тем, он ещё тоже наивен. Его явно «тянет» (выражение семиклассников) к Тосе, но он ещё стесняется этого чувства, старается спрятать его за грубоватой интонацией. А нам весело при этом. Приходим к выводу, что сюжет отрывка - о первой влюблённости, значит по жанру его можно считать лирической комедией.
 
О персонажах «Пузырьков» ребята рассуждают уже с большей уверенностью. Зрители соглашаются с актерскими рисунками ролей, смело характеризуют одного из них выскочкой и карьеристом, другого – слабовольным трусишкой, третьего «борзым» (нахалом, значит). Сплетницей называют Скрипицину и соглашаются с визгливыми интонациями исполнительницы этой роли. Гарик – трусливый и потому он так суетлив в движениях и ходит с вечно втянутой в шею головой. Нечитайло – парень самовлюбленный и нахальный, и потому у него слишком размашистые движения и высокопарная речь. Нам не нравятся поступки персонажей, они заслуживают осуждающего смеха. И комедию эту мы вправе назвать сатирической.
 
Были и другие «встречи со зрителями».  Наших актеров посмотрели папы и мамы на родительских собраниях. Наши театральные номера (в том числе и чтецкие) включались в программу для участия в городской школьной олимпиаде. Кружковцы вместе с руководителем приглашались на классные часы, где рассказ о театральном творчестве сопровождался показом подготовленных номеров. Ценность проделанной в первый год работы заключалась в том, что появился  живой интерес  школьников к театральному творчеству. Была выявлена готовность отдельных досуговых формирований к совместному творчеству. У педагога кружка появился актив, который определял ценностные устремления кружковцев. Часть организационных обязанностей руководитель мог  возложить на наиболее преданных театру ребят. Пожелания самих участников кружка подсказали необходимость  корректировки дальнейших творческих планов, появилась возможность  и необходимость усложнить учебно-репетиционный процесс. Вырисовывался план организационного оформления клуба с его Уставом и правлением, с новым режимом работы, с внедрением новых форм и методов его деятельности.
 
Школьный театр ступил на порог нового этапа своего развития Разработал: Тюрин Геннадий Михайлович, Барабинский филиал ГАОУ СПО НО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015