УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Работа над недостатками, встречающимися при формировании навыков чтения нот с листа в младших класса


«Работа над недостатками, встречающимися при формировании навыков чтения нот с листа в младших классах ДМШ» (конспект)

Тип урока : «Комплексный»
а) аналитическая часть (разработка методики формирования навыков чтения нот с листа);
б) практическая часть (практическое освоение учеником навыков чтения нот с листа);
Вид урока: «Традиционный»
Цель урока: Формирование навыков чтения нот с листа в ходе обучения игре на фортепиано, развитие духовности и музыкальной культуры через знакомство с различными музыкальными произведениями.
Задачи урока: В интересной форме закрепить основные приёмы чтения нот с листа для расширения творческих возможностей учащегося
 образовательные : закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лады, ритм ); продолжить формирование практических навыков (игра штрихами - non legato, legato, stakato); работа с динамическими оттенками.
 развивающие: развитие творческой активности и образного музыкального мышления,, координация движений в процессе проигрывания новых произведений, создание мотиваций к получению знаний и навыков.
 воспитывающие: развитие эстетического вкуса и любви к музыке , воспитание трудолюбия, усидчивости, устойчивого интереса к знаниям.
Средства обучения: фортепиано, два стула, подставка для ног, учебные пособия для игры на фортепиано.
Методы урока: вербальные (рассказ педагога), практические (исполнение учащимися произведений и упражнений)
Применение педагогических технологий:
 здоровьесберегающая : развитие мышц пальцев положительно влияет на развитие головного мозга , памяти; занятие музыкой учат рационально использовать свой рабочий день, составлять распорядок дня.
 чередование различных видов деятельности: игра гамм и упражнений сменяется разбором нотного материала, исполнением выученных пьес.
 создание психологического комфорта, позитивных эмоций , доброжелательной атмосферы.
Структура урока:
1.                       Организационный этап: приветствие, актуализация темы.
2.                      Теоретическая часть: рассказ педагога.
3.                       Практическая часть: исполнение учащимися произведений и упражнений .
4.Заключительная часть
Уважаемые коллеги!
Сегодня Вашему вниманию предлагается открытый урок по теме «Основные ошибки при формировании навыков чтения нот с листа». В раскрытии темы нашего урока нам будут помогать ученица подготовительного класса Анисимова Виолетта и ученица второго класса Шевкунова Мария.
Сто лет назад чтение нот с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением за фортепиано. За последнее время навык чтения нот с листа заметно ухудшился, несмотря на то, что виртуозно-исполнительский уровень пианистов вырос. Происходит это вследствие того, что все контрольные прослушивания в ДМШ требуют исполнения музыкальных произведений наизусть, а чтение нот с листа отходит на второй план.
Я пригласила учеников начальных классов потому, что считаю - именно в младших классах закладываются основы необходимые в дальнейшей успешной работе по чтению нот с листа.
Учить чтению нотного текста, значит, прежде всего, всесторонне развивать ученика, как музыканта
М.Э.Фейгин
Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения - разбор и чтение нот с листа.
Разбор - это медленное проигрывание с остановками на трудных элементах, с выбором аппликатуры, удобной для виртуозных фрагментов.
Чтение с листа - это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере задуманном композитором без предварительного ознакомления. При развитом навыке чтения с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли интуиции и творческого воображения.
Перед первым прочтением нотного текста необходимо :
а) осознание контуров звуковой формы (высотность, ритмика)
б) прочтение и осмысливание ремарок
в) анализ основных технических моментов (аппликатура, штрихи)
г) определение наиболее заметных элементов выразительности
д) осознание целостного содержания пьесы на основе музыкально­теоретического анализа.
Основные ошибки учащихся при чтении нот с листа:
- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков
-неиспользование основных аппликатурных принципов, аппликатуры гамм и арпеджио.
- потактовое чтение нот, неумение смотреть вперед и играть не глядя на клавиатуру.
- недостаточность внимания к динамике, штрихам, ключевым и встречным знакам альтерации.
Освоение нотной графики и ритмической организации
а) упражнение «Бусы» (куда идет движение нот - вверх, вниз, стоит на месте)
б) как можно больше называть и петь ноты в подвижном темпе
в) выучить ноты на добавочных линейках в 3-й октаве и контроктаве
г) подбирать пьесы с более сложным мелодическим рисунком
д) знание размеров и пунктирного ритма, уметь прохлопать ритм в любой пьесе, находить сильную долю.
а) Стремиться к естественной последовательности пальцев (позиционная игра)
б) В подборе пальцев руководствоваться задачами художественной выразительности и естественными возможностями пальцев:
1- певучий, 2-3 - сильный опорный, 4- менее подвижный, 5- для тонкого извлечения звука.
в) Секвенции одинакового построения нужно играть одинаковыми пальцами.
г) Стремиться к естественно-собранному положению кисти.
д) Последовательно и постоянно изучать аппликатуру гамм, арпеджио и аккордов.
а) смотреть на группу нот - ритмически организованную или по движению мелодии
б) Не смотреть на клавиатуру нужно учить с первых дней. Закрыть глаза и гладить клавиши (где два, а где три) искать ноты под пальцами, играть с закрытой (книгой) клавиатурой.
в) Смотреть вперед достаточно сложно. Есть музыканты, которые смотрят на 3-4 такта вперед, но маленькие дети редко это могут, чаще это получается только в старших классах.
Исправляется только многолетним опытом, большой работой, активизацией внимания ,повышением музыкальной культуры учащегося.
Для работы приглашается ученица подготовительного класса Анисимова Виолетта.
1)                      Ученица исполняет гамму Соль мажор, арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно на две октавы. Знание основных тональностей и ключевых знаков в них является необходимой теоретической основой грамотного исполнения нотного текста. Правильное исполнение аппликатуры аккордов и арпеджио является необходимой заготовкой при исполнении нового текста.
2)                     Повторение нот басового ключа и нот на дополнительных линейках. Виолетта рассказывает стихотворение:
На линеечках сидели «соль», «си», «ре», «фа», «ля»
Очень громко песни пели «соль», «си», «ре», «фа», «ля»
Но остались без линеек «ля», «до», «ми», «соль», «си»
Горевали, волновались «ля», «до», «ми», «соль», «си».
Ученица исполняет ноты басового ключа по нотной тетради в различных комбинациях: терциями, квинтами, аккордами. Особое внимание уделяется нотам на дополнительных линейках - «горемычные ля-до-ми-сольки» находим от «ля» контроктавы и «ля» второй октавы. Для закрепления полученных знаний ученица находит и определяет ноты на дополнительных линейках в нотных текстах для старших классов.
3)                     Исполнение несложных произведений по сборнику Т.И.Смирновой «Аллегро»: «Зайка», «Слон», «Грузовик». Перед проигрыванием проводим устный разбор произведений: определяем тональность, размер, прохлопываем ритм пьесы, находим знакомые аккорды в левой руке.
Для дальнейшей работы пригашается Шевкунова Мария.
1)                       Ученица исполняет мелодические упражнения №1 и №2 А.Диабели, которые как правило очень нравятся детям за их красоту и доступность исполнения. Эти упражнения очень удобны для выработки навыков чтения нот с листа в младших классах. Постоянная позиция «до» - «соль» и одинаковые ноты в левой и правой руках позволяют ученику играть уверенно не глядя на клавиатуру.
2)                       Для выработки навыков читки с листа аккордов мы берём упражнения №63 №64 из учебника В. Поливоды «Школа игры на фортепиано». В этом учебнике любой пытливый педагог найдёт очень много полезных упражнений и пьес для решения означенной проблемы.
3)                       Следующий этап работы - исполнение четырёх этюдов Г.Беренса. Этюды красивы разнообразны по ритму, характеру и структуре изложения. С каждым учеником, в зависимости от его способностей, я стараюсь изучить как можно больше этюдов из этого сборника, что благотворно влияет и на технические возможности учащегося.
4)                       В завершении урока ученица читает с листа романс А.Варламова «На заре ты ее не буди» в ансамбле с преподавателем.
К сожалению в рамках одного урока нельзя осветить все приёмы и методы решения означенной проблемы.
Работа по чтению с листа не ограничивается начальным периодом обучения. Например игра в четыре руки должна продолжаться в течении всего времени обучения постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений, переложенных для четырехручного исполнения .
Помимо совершенствования навыков чтения нот, эта работа будет развивать способность охвата произведения в целом, а также расширять музыкальный кругозор ученика.
Список использованной литературы:
1.                        Т.И.Смирнова «Методические рекомендации к сборникам «Аллегро»
2.                        Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста».
3.                        А.П.Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище».
4.                        Л.Баренбайм «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства»

Разработала: Гришина Алла Васильевна, МБОУ ДО Детская музыкальная школа станицы Ленинградской Муниципального образования Ленинградский  район






Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015