УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Я люблю – и, значит, я живу!


Методическая разработка тематического классного часа «Я люблю – и, значит, я живу!»
Цель: повысить у студентов интерес к любви, добиться более глубоких и прочных знаний, обобщить знания о значении любви, формировать чувство коллективизма, воспитать чувство прекрасного.
План проведения:
1.    Вступительное слово. Ведущий 1.
2.    Стихотворение  Губера  Эдуарда «Душе» читает Ведущий 1.
3.    Понятие любви. Ведущий 2, Ведущий 3.
4.    Работы Фромма. Ведущий 1, Ведущий 4, Ведущий 5,
   Ведущий 1,  Ведущий 2, Ведущий 3.
5.    Стихотворение «Виды любви». Ведущий 3, Ведущий 1,
    Ведущий 4.
6.    Цвета любви. Ведущий 1, Ведущий 2.
    Ведущий 5, Ведущий 3, Ведущий 6, Ведущий 4.
7.    Заключительное слово.
8.    Цитаты о любви.
Время проведения: 45 мин

Вступительное слово. Ведущий 1

 Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!
                                                           / В.Высоцкий /

         Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь!

Стихотворение  Губера Эдуарда «Душе».
 
Душе
Умри, заглохни, страсть мятежная,
Души печальной не волнуй!
Не для тебя надежда нежная,
Любви горячий поцелуй
Зачем ты требуешь участия,
Душа страдалица моя?
Тебе ль искать земного счастия
В холодном мире бытия?

Не ты ль сподобилась страдания
От юных лет, от первых дней?
Неси свой крест без содрогания,
Красуйся язвами скорбей!
Но долго слово отвержения
Волнует пламенную кровь,
Но страшно слушать смех презрения
В ответ на знойную любовь.
Для всех цветет надежда нежная,
Лишь для тебя, душа мятежная,
Души не создано другой!

Понятие Любви
Ведущий 2
         Любовь – понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая – к человечеству вообще, к природе вообще… Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.
         Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать – и надолго – смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь?

Ведущий 3
         Существует, конечно, безбрежный мир искусства и литературы. Театр, кино, музыка, живопись, скульптура дают нетривиальное понимание любви, непосредственно формируют культуру любовного чувства. Художественная литература, создавая живое, богатое, многостороннее его изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких суждений, метких афоризмов, которые - собранные вместе - могли бы составить целые тома. Необозримо много, но в хрестоматийном виде - разрозненно, несистематично.

Ведущий 2
         Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Ведущий 3
         Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере, пока - невозможно.

Ведущий 1
         Но любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины“.

В своей работе Фромм выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви:
•    отдача
•    забота
•    ответственность
•    уважение
•    знание

Ведущий 4
         Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает желание нарцисса эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей.
       «Чем более человеку недостает этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить», - считает Фромм.

Ведущий 5
         То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим “.

Ведущий 1
         Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”.  Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви.


Ведущий 2
         «Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.



Ведущий 3
         «Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание».  Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.
Ведущий 6
Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»:
•    братская любовь
•    материнская любовь
•    любовь к себе
•    любовь к Богу

Ведущий 3
         Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно.
        «Любовь начинает проявляться только, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, » – пишет Фромм.

Светает... Не в силах тоски превозмочь,
Заснуть я не мог в эту бурную ночь.
Чрез реки, и горы, и степи простор
Вас, братья далекие, ищет мой взор
Что с вами? Дрожите ли вы под дождем
В убогой палатке, прикрывшись плащом

Иль стонете ль в ранах, томитесь в плену,
Иль пали в бою за родную страну,
И жизнь отлетела от лиц дорогих,
И голос ваш милый навеки затих?..
О господи! лютой пылая враждой,
Два стана давно уж стоят пред тобой;
О помощи молят тебя их уста,
Один за Аллаха, другой за Христа;
Без устали, дружно во имя твое
Работают пушка, и штык, и ружье...
Но, боже! один ты, и вера одна,
Кровавая жертва тебе не нужна.
Яви же борцам негодующий лик,
Скажи им, что мир твой хорош и велик,
И слово забытое братской любви
В сердцах, омраченных враждой, оживи!

Ведущий 1
         Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

На свете есть лишь материнская любовь
Та, от которой в жилах стынет кровь,
Когда мать за ребенка жизнь отдать готова
Хотя, не для кого это не ново,
Но как бы, ни пытались что-то изменить
Любовь такую не продать и не купить
Мать не изменит, не придаст
И за детей своих на свете всё отдаст
Мать никогда к другому не уйдет
Чтоб не случилось на выручку придёт
Она не врет, не лжет, не унижает
Как может так от бед оберегает
И без вопросов помогает
От этого так часто и страдает
И не всегда ответа в чувствах получает
Не всякий, то ребёнок понимает
Как трудно матерями быть
Как трудно не надеясь ни на что любовь дарить
Как нелегко в большую жизнь нас отпускать
Как тяжело все беды наши с нами сопереживать
Ведь наша боль приумножается

И в сердце материнском отражается
Поэтому не часто замечаем
Какую боль мы причиняем
И не спешим прощения просить
Мы можем даже и забыть
Всегда куда-то мы спешим
Любовью мамы и не дорожим
Глупцы, не понимаем

Каким богатством обладаем
Вечно в поисках любви блуждаем
А истину не постигаем
Мы слепы, раз не видим
Мы глухи, раз не слышим
Насколько преисполнено любовью сердце мамы
Но не уже ли этого кому-то мало?!
Я думаю, что счастлив тот лишь человек
Который смог познать за свой короткий век
Как безгранична мамина любовь
Быть может  именно она и  движет в жилах кровь

Ведущий 4
         Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания.
         Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами,
великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви.

ИСТИНА
Истину познаешь Верой.
Иудейский Царь воскрес,
Сокрушив Распятьем зверя,
Утверждая власть Небес.

Сердце согревай Надеждой.
Храм души да будет чист.
Разум возвышай прилежно,
Изыщи святую жизнь.

Святость светится Любовью.
Труд за горстку хлебных крох
Освятил Своею Кровью
Сам Иисус Христос, наш Бог
Ведущий 1
«Цвета» любви
         Однажды появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в тюрьмы и сжигали на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь поклонялись. В двадцатом веке, когда люди стараются все явления систематизировать, не избежала этой участи и любовь. Психологи выделили и определили шесть разновидностей, шесть “цветов” любви.
    Первая встреча с любовью у человека бывает в возрасте раннем, лет в одиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно знакомый гражданин в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственной одежды смешливая гражданка,  начинают привлекать чье-то внимание. Одной девочке почему-то хочется во время перемены “случайно” задеть рукой гражданина. А одному мальчику - гражданку за косу дернуть, если таковая имеется. Вот это неожиданно возникшее влечение и есть первый, робкий еще признак проклевывающегося чувства.
     Любовь всегда начинается с влечения, как уже говорилось выше. Что-то такое замечаем мы в другом человеке, что заставляет нас думать о нем, тревожит.
Ведущий 2
     «Цвет» любви, о котором идет речь, называется  агапэ. Тревога, мучительная и в то же время радостная, свойственная агапэ, поднимает подростка над самим собой, делает духовно богаче, помогает взрослеть.
         Но вслед за ним приходит к человеку любовь нового “цвета” – эрос. Стихия, а не чувство. По силе эмоционального воздействия ничто на земле неможет сравниться с эросом.  Эрос - это настоящая страсть, она захватывает человека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому и носит это чувство название “безрассудная любовь”. Быть вместе, никого не видеть и не
слышать, обо всем на свете забыть хотят люди, охваченные эросом. При эросе поступками движет истинная половая любовь, высшая степень доверия между женщиной и мужчиной.

Ведущий 5
         Существует на свете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека, не цвет, а расцветочка, пестренький ситчик чувств, дешевенький и общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра -  с другим, послезавтра мы снова вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют все, кому не лень. И, тем не менее, это любовь, потому как начинается людус с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша  (или девушка) и делает шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бывает людус веселый, озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: и хочется выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо, что такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки, все больше жизненного пространства в человеческом сообществе отвоевывало себе микрообщество «Ты и Я». Людус притупляет чувство, оно не развивается

вглубь, качество отношений подменяется количеством партнеров, не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.
         Психологические разновидности, «цвета» любви могут переходить друг в друга, видоизменяться, углубляться или, напротив, затухать, становиться более поверхностными. Людус, кстати, иногда бывает прелюдией эроса.

Ведущий 6
         При прагме, рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж - сознание. Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков. Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчас же начинает анализировать: “ А сколько зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам квартиру? “ и так далее, и так далее. Скучно это, но некоторым нравится.

Ведущий 3
         Мания - любовь-тревога, любовь-тоска. Мания - чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. вечная неуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять, а то и простить мучимого манией.

 Ведущий 4
         Сторге - любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо, спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само доверие, сторге - с улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания - в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.
       
Заключительное слово

Ведущий 1
         Итак, начинается любая любовь с влечения, страсти. И только постепенно, проходя через сознание, она превращается в чувство. Хотя надо честно отметить, что некоторые люди так до него и не дорастают. В лучшем случае они могут позволить себе общедоступный людус или пресную прагму.
         Живая индивидуальность любви, пусть даже в особых социальных обстоятельствах ее развития, для философии в отличие от искусства есть воплощенная абстракция. Это определяется конкретной целью философского исследования.

Источники:
1.    Екимчик О.А.. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста, 2009;
2.    Свенцицкий А.Л. Социальная психология.:Учебник.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
3.    Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
4.    Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб пос. – М.: 2003.
5.    По материалам сайта http://psychologynn.ru
6.    По материалам сайта www. TELENIR. NET
Приложение. Цитаты о любви.
Ведущий 1
         Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других – холодною, гнилою и бесплодною.

Ведущий 2
         Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня.

Ведущий 3
         Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувств и не на одной прихоти сердца.

Ведущий 4
         Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью. Присутствие элемента непосредственности видно и в самой разумной любви, потому что из нескольких равно достойных лиц выбирается только одно, и выбор этот основывается на невольном влечении сердца.

Ведущий 5
Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье.

Ведущий 6
Любовь — как море. Ширь ее не знает берегов. Всю кровь и душу ей отдай: здесь меры нет иной.

Ведущий 1
Где любят нас — лишь там очаг родимый.

Ведущий 2
Кто в старости может обходиться без любви, тот не любил и в юности, ибо для любви годы не помеха.

Ведущий 3
Любовь, которая ищет что-либо помимо раскрытия своей собственной тайны, это не любовь, а расставленные сети, в которые уловляется лишь бесполезное. Автор: Пятаева Марина Андреевна, ГБОУ СПО "Сызранский медико-гуманитарный колледж"





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015