УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Милосердие как основа профессионализма медицинских работников


Исследовательская работа «Милосердие как основа профессионализма медицинских работников»
Введение
Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.
Августин
Положение и роль медсестры в ряду медицинских работников приобретает в наше время большее значение. Дальнейшее развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности, структуры и профессионального уровня медицинских и фармацевтических кадров. Развитие здравоохранения является одним из важнейших разделов концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Изменились приоритеты развития здравоохранения в пользу профилактики и развития системы первичной медицинской помощи, внедрения систем ранней диагностики заболеваний, а также развития технологий дистанционного контроля над состоянием здоровья пациентов на основе современных информационных систем.
Исходя из этого, очевидно, что в системе оказания медицинской помощи населению резко возрастает роль специалистов со средним медицинским образованием, повышаются требования к их профессиональной компетентности. Медицинская сестра – специалист со средним медицинским образованием. Она относятся к среднему медицинскому персоналу, выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. По определению ВОЗ, суть сестринского процесса заключается именно в осуществлении ухода за больными. Большое значение в такой работе имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством. Общение с пациентом - важнейший элемент процесса лечения. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни. Этический кодекс медицинской сестры дает четкие нравственные ориентиры сестринской деятельности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать обязательства других, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность. Милосердие фиксируется в различных формах поведения и деятельности медсестры. История показала, что всегда основой профессиональной деятельности медицинской сестры являлось гуманность и милосердие и такие же нравственные принципы должны быть всегда.
Проблема исследования: как формируется милосердие медицинской сестры и какова ее роль в профессии?
Цель: изучить процесс формирования милосердия медицинской сестры.
Объект исследования: деятельность медицинской сестры.
Предмет исследования: проявление милосердия в профессиональной деятельности медсестры.
Гипотеза: престиж медицинской сестры и качество оказания медицинской помощи населению значительно повысятся, если будут сформированы основы милосердия в процессе подготовки медсестры. 
Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по теме, выявить роль милосердия в иерархии нравственных ценностей среди студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» и сотрудников ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», обработать и проанализировать результаты исследования.
 Методы исследования: изучение литературных источников, опрос и анкетирование среди студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» и сотрудников ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ».
Теоретическая значимость: изучены   понятие милосердия, роль милосердия в работе медсестры, формы нравственных категорий, история развития  милосердия через призму времени, пути и способы формирования этой категории у студентов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы   при проведении воспитательной работы по повышению нравственных принципов у молодежи и формированию милосердия. Так же могут быть использованы при проведении профориентационной работы и для привития любви к своей будущей профессии.                                                                                                               Структура работы: содержит введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Понятие и история милосердия
           Медицинское учреждение – это дом надежд и отчаяния, мук и терпения попавших в тяжкий плен болезни людей, их родных и близких. И все это разделяют с ними медицинские работники, в частности медицинская сестра. Уже название этой профессии говорит о том, какие основные черты характера должны быть присущи этому работнику. «Сестра» - это значит родной человек, который всегда готов прийти на помощь. Среди всего персонала лечебного учреждения она самое близкое и доверительное для больного лицо. Сдержанность и терпеливость - вот основа медицинской профессии, на этих качествах держится медицина. Сегодня профессия медсестры стабильно входит в тройку самых уважаемых. Сестринское дело – это самостоятельная наука и самостоятельная профессия. Но все без исключения медицинские специалисты должны владеть знаниями и навыками ухода за больными. Настоящая медсестра помимо профессиональных навыков должна обладать богатой, доброй душой.
Обязанности медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, где она работает, её должности и характера выполняемой работы. Цена дефектов и ошибок сестринской деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью - здоровьем и жизнью человека.
          По характеру деятельности в психологии выделяют типы медицинских сестре: сестра - рутинер – наиболее характерной ее чертой является выполнение своих обязанностей. Медсестра, «играющая заученную роль» – такие сестры в процессе работы стремятся разыграть какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Тип «нервной сестры» – это эмоциональные, неустойчивые личности, склонные к невротическим реакциям. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью – таких сестер можно издали узнать по походке, они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентом. Сестра материнского типа – такие сестры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к пациентам. Тип специалиста – это сестры, которые благодаря какому-то особенному свойству личности, особому интересу, получают специально назначение. Личность медсестры, стиль, метод ее работы, владение техникой психологического воздействия на больных и умение обращаться с ними – все это является важным звеном в сложной системе мероприятий, обеспечивающих лечебный процесс.
Медицина - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с «деланием добра», с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни.  История медицины уходит своими корнями в глубокую древность. Но такой профессии, как медсестра, долгое время не было. Функции данного специалиста выполняли ученики врачей, которые в результате сами становились лекарями. Первые же медицинские сестры появились в 11 веке. Их выделяли в общины во многих странах Западной Европы. Называли их сестрами милосердия. Изначально помощь в уходе за больными представительницы данной профессии оказывали исключительно женщинам. Но в военные времена деятельность распространялась и на раненых военных. Не случайно первая модель проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. «Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть» (Иоанн Златоуст).
 Сестры милосердия... Белые голубки... Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит болезнь. Люди, осознающие помощь ближнему как свой долг, принимающие чужую боль как свою, способны вынести тяжкие испытания, и не потерять человечности и доброты.
Во второй половине 19 века появились общины сестёр милосердия, что    стало важным этапом в становлении российской медицины. Община содержалась на благотворительные средства и открывала для женщин возможность получить новые знания и реализовать свои способности. Их деятельность объединяла религиозные традиции и светскую благотворительность, европейский гуманизм и русскую набожность. Появилась не только новая медицинская профессия, но и кардинально изменилось отношение к больным. Данная профессия в первую очередь подходит людям с высоким уровнем умения сопереживать и сострадания. Медсестра должна быть хорошим психологом и уметь успокоить больного перед процедурой. Важно понимать, что медсестра - это профессия, требующая высокого уровня стрессоустойчивости. Вежливость, тактичность, сдержанность, спокойные ровные отношения с пациентами - вот что украшает любого медицинского работника. Пожалуй, самое страшное в медицинском работнике - это равнодушие, являющееся признаком интеллектуальной ограниченности и эмоциональной «тупости».
Равнодушие к людям и их страданиям - качество, несовместимое с профессией медицинского работника. Л.Н. Толстой основу милосердного отношения к человеку определял как любовь, которая является основополагающим и единственным нравственным законом. Любовь проявляется в человеке двояко: через любовное, братское отношение к другим людям и правильное отношение к себе.
В настоящее время «милосердие» находится в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость.  Милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое. В понятии «милосердие» соединяются два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи).
Милосердие предполагает наличие в человеке трёх свойств: отзывчивости (способности увидеть чужую беду), сострадания (способности откликнуться на неё), потребности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся в ней. Истоки милосердия как нравственного принципа находятся в глубокой древности, когда родовая солидарность строго обязывала ценой любых жертв вызволять из беды «своего». Следовательно, милосердие можно рассматривать как индивидуальную ценность, приобретенную индивидом в процессе социализации, как ценность групповую, значимую на данном этапе развития общества, как ценность общечеловеческую, приобретающую смысл нравственной нормы.
В практическом плане милосердие фиксируется в различных формах поведения и деятельности. Деятельность медицинской сестры связана с оказанием помощи людям, имеющим проблемы со здоровьем.
Анализ исторического опыта развития профессии медицинской сестры свидетельствует о наличии этнокультурных представлений, которые воплотились в различных фольклорных образах женщин, посвятивших свою жизнь делу ухода за больными. Со временем менялись требования, которые предъявляло общество к представителям профессии медицинской сестры. Большинству женщин приходилось выбирать один из двух вариантов: либо целиком посвятить себя семье, либо уйти от мирской жизни в затворничество. Женщины - монахини ухаживали за больными в монастырских больницах и на дому. Помощь бедным и нуждающимся осуществлялась бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Это способствовало формированию второго фольклорного образа «сестра - божий работник». Сегодня медицинская сестра - это специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.
Профессиональная сестринская деятельность представляет собой научно - обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни, в условиях ограниченной свободы; это организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Деятельность медицинской сестры реализуется в сестринском процессе. Сестринский процесс - образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела - людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц. Степень участия пациента в этом взаимодействии зависит от многих факторов:
– взаимоотношений сестры и пациента, степени доверия между ними; отношения пациента к своему здоровью;
– уровня знаний и культуры; осознания потребности в уходе.
Субъектная роль пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи. Целью сестринского процесса является восстановление и поддержание независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.
Организационная структура сестринского процесса включает в себя пять последовательных этапов. На первом этапе устанавливается контакт медицинской сестры с пациентом и здесь важно создать обстановку доверия, максимально расположить к себе пациента, проявить сочувствие и заботу, выразить готовность оказать помощь. Встреча пациента и медсестры - это всегда проблемная ситуация, в которой медсестре отводится ведущая роль, потому что, прежде всего от неё пациент ждёт чуткого и доброго отношения. На втором этапе милосердие выражается в способности выявить и оценить не только физические проявления болезни, но и связанные с ней психологические проблемы, установить приоритеты в оказании медицинской помощи. Составляя программу действий на третьем этапе, медсестре необходимо сориентировать пациента на совместную работу, учитывая при этом его реальные возможности, а, осуществляя сестринские вмешательства на четвёртом - оказать максимальную поддержку и постараться прочувствовать чужие переживания как свои. Кроме того, Этический кодекс медицинской сестры дает четкие нравственные ориентиры сестринской деятельности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать обязательства других, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность.
Исследователи проблем развития сестринского дела в России и повышения эффективности профессиональной подготовки среднего медицинского персонала отмечают, что в современных условиях существуют особые требования, которые предъявляет профессиональная сестринская деятельность к психическим, коммуникативным и другим свойствам личности медицинской сестры. Как исполнителю медицинской сестре необходимо обладать такими качествами как дисциплинированность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие и. терпеливость, исполнительность, точность сенсомоторных функций. В роли педагога медицинской сестре приходится выступать при обучении студентов, молодых специалистов, а также при обучении пациентов навыкам самообслуживания, проведении санитарно-просветительной работы по отдельным медицинским вопросам и т.д. Очевидно, что во всех указанных выше ролях имеет место процедура общения медицинской сестры с людьми: коллегами по работе, но чаще с пациентами. В этом случае эффективность лечебных мероприятий, весь процесс излечения, психологическое самочувствие пациента зависит от успеха данного диалога. Необходимо отметить, что независимо от той роли, в которой выступает медицинская сестра в определенный момент своей профессиональной деятельности диалог возможен при наличии у данного работника таких качеств как любовь к людям, сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, доброта, забота об окружающих.
В условиях лечебно-профилактических учреждений, когда пациент оторван от своего привычного окружения беседа с медсестрой на отвлеченные темы, создает ощущение сопричастности, способствует поддержанию благополучного самоощущения пациента в отношениях с окружающими. Дискуссионное общение также имеет место в медицинской практике, особенно в тех ситуациях, когда пациент отказывается от назначенных процедур, испытывает чувство страха перед исследованием, не уверен, что ему смогут помочь, тревожиться за свое будущее. Медицинской сестре в данном случае необходимо доказать пациенту целесообразность назначаемых процедур и методов лечения. В сестринской практике имеют место разные типы диалогов и при владении определенными коммуникативными навыками могут использоваться также в качестве средств практического милосердия. Для нашего исследования важным в данном случае представляется то, что диалогическая форма взаимодействия является знакомой и применяемой студентами, что создает определенную базу для дальнейшего использования этой формы в педагогической практике по воспитанию милосердия у будущих медицинских сестер. Таким образом, на основании вышеизложенного мы понимаем милосердие медицинской сестры как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи.
На основании характеристики понятия «милосердие» в исторической и современной литературе, рассмотрению его с точки зрения этико-философских и психолого-педагогических, можно так же включить в содержание этого понятия следующие взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационно - ценностный, эмоционально - чувственный, конкретно - практический. Мотивированное альтруистическое поведение можно определить как поведение осуществляющееся ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. При таком поведении акты заботы о других людях и оказания им помощи происходят по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. Альтруистическое поведение можно объяснить исходя из существующих в обществе социальных норм нравственного порядка. Одной из таких норм является норма социальной ответственности. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней, например, в силу старости, болезни, бедности или нет другого социального института, способного взять на себя заботу о нем. Важную роль в оказании помощи играет эмпатия: чем больше человек способен к ней, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям. Эмоционально - чувственный компонент определяется наличием нравственных чувств, альтруизма, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, сострадания, любви к людям.
Источником бескорыстного служения людям выступает группа потребностей: потребность в эмоциональном контакте, потребность в приобщении к миру другого человека, потребность в уважении окружающих, потребность в самоуважении, потребность в творческой самоотдаче людям. Рассматривая милосердия с позиций деятельностного подхода, необходимо строить процесс воспитания таким образом, чтобы стремление приносить пользу и радость людям, сопереживать и сорадоваться стали смыслом любого вида деятельности. Конкретно – практический подход выражается в оказании реальной помощи, проявлении чуткости и заботе об окружающих. Поведенческая характеристика милосердия проявляется в общении и совместной деятельности, определяя готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы другим являлся он сам.
Подводя итог, можно отметить, что, начиная с античности, в философской основе были заложены трактовки понятия «милосердие». Древние философы определяли его как величайшую добродетель, развитие которой стимулировалось общественными потребностями, побуждающими человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения. Иными словами милосердие рассматривалось как своеобразный компромисс между общественным благом и самосовершенствованием. С возникновением христианства идея самосовершенствования воплощается в образе Иисуса Христа, милосердие понимают, как жизненно необходимое добродетельное свойство, берущее свое начало у любви к окружающим, добродетельным представляется человек, отрекающийся от всех земных радостей и от себя самого.
В эпоху Возрождения получает развитие гражданский гуманизм, моральным критерием провозглашается благо общества, а милосердие считается высоким нравственным качеством, образом поведения и действия. Идеи добра, любви к ближнему, сострадания и терпения находят отражение практически во всех философских концепциях, являясь по своей сущности общечеловеческими и социальными нормами. Отсюда можно определить милосердие медицинской сестры как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи.
Но все чаще способность человека быть добрым по отношению ко всем людям становится такой редкостью, что за это хочется благодарить. Если отнять у человека милосердие, он потеряется в быстром течении мира, в котором так часто царят лож, лицемерие, злорадство и прочие пороки. Человек без милосердия не может называться гордым именем человек. Милосердие служит неким фонариком, который зовет всех на свет любви и благодетели. Я считаю, что милосердие – это базовое чувство, которое должно быть заложено в каждом человеке. Ведь только помогая друг другу люди способны обрести мир и счастье. Милосердие приносит столько положительных эмоций. Ведь переведя старичка через дорогу или оказав помощь другу, человека переполняют светлые чувства. Милосердие является самым ярким и значимым пятном на картине мира. Без него люди бы потеряли человеческий облик. Поэтому так важно сохранять и развивать в себе это светлое чувство.
Сейчас, в веке машин, скоростей, новейших информационных технологий проблема милосердия остается актуальной. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежеланием помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. И если так будет продолжаться дальше, то прожить без милосердия и сочувствия окажется трудно. Каждому из нас нужно не стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим. В нашей стране есть много людей, которым необходимо чувство сострадания и милосердия. Ведь это первое лекарство от всех болезней и неприятностей. В милосердии нуждаются не только пожилые, бедные и больные люди, а нередко и те, которые из-за ряда обстоятельств оказались в трудном положении: бомжи, пьяницы, наркоманы. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает.
Глава 2.Результаты исследования нравственных категорий
Мы все прекрасно помним старый афоризм: «Слово лечит, слово ранит». А без этого невозможно сформировать положительный настрой на выздоровление. При общении медицинского работника с пациентом большое значение имеет чуткость, т. е. умение внимательно выслушать пациента и стремление понять его переживания медицинский работник должен всегда учитывать психические особенности, чувства, суждения и психосоматическое состояние пациента.
Этика труда медицинского работника несовместима и с такими резко негативными явлениями человеческих взаимоотношений, как черствость и грубость, бюрократизм и чванливость, эгоизм и стяжательство. А также и с такими чертами, как рационализм и жестокость в общении, которые, нередко, приобретаются со временем. По данным статистики способность сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков приемлема лишь для 86 % медицинских работников. Неблагоприятные качества темперамента и характера (повышенная возбудимость, раздражительность, медлительность и т.д.), препятствующие установлению доверия между пациентом и медработником встречаются у  14% медсестер.
Диаграмма 1
 
 
 Наряду с соблюдением норм морали и высоким профессионализмом медицинский работник должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью. Он должен быть всегда приветливым и спокойным. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным.
Я провела опрос студентов медицинского отделения колледжа и медсестер ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» по иерархии нравственных ценностей и категорий. Социологический опрос студентов показал, что  на первое место ими поставлена компетентность - 95% опрошенных. Важным в работе медсестры студенты считают сдержанность – 93 % опрошенных.  Приемлемы так же следующие качества, которыми должен обладать медицинский работник: вежливость - 89%, тактичность – 78%, терпеливость – 85%, правдивость – 76%, сострадание -75%.  Сотрудники ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» на первое место поставили честность – 97% опрошенных и профессионализм – 96% опрошенных и только на третьем месте идет сострадание 90%.

  По мнению Стрельниковой А. Н. одним из важнейших условий, от которого в значительной степени зависит успех всей работы, является максимальная самокритичность. Самокритичный человек обретает способность видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать и исправлять на ходу свой недочет.
Медицинский работник должен уважать права человека, оказывать действенную медицинскую помощь, быть правдивым и честным, быть компетентным, иметь терпение и понимание, иметь сострадание и уважение к жизни, соблюдать принцип «не навреди». И в то же время медсестра не должна: быть высокомерной, относиться пренебрежительно, вмешиваться в личную жизнь, навязывать морально-религиозные, политические убеждения, проявлять грубость и нетактичность, жестоко обращаться с пациентами, способствовать самоубийству.
Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми, не вправе способствовать самоубийству больного.
Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Она обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве РФ права граждан относительно патологоанатомических вскрытий. Сейчас можно заметить две основные тенденции. Во-первых, переход от патернализма к автономии, которая постепенно развивается в медицине. А также изменение в медицине подхода к умирающему в XX веке, когда появляется хосписное движение, развивается мысль о том, что даже умирающим человеком нужно заниматься. Причины смерти с годами очень сильно изменились, как и продолжительность жизни. Мы наблюдаем множество технологий, которые продлевают жизнь. Мы умеем искусственно замещать огромное количество функций организма. Но это в свою очередь создает свои сложности.
В медицинской этике существует священное табу - жизнь бесценна, и значит, говорить о цене жизни безнравственно. Борьба за жизнь пациента справедлива только тогда, пока существует надежда, что спасение его возможно; с момента, когда эта надежда утрачена, со всей остротой встает вопрос о милосердии в высшем его проявлении.

Тема отношения медицинских работников к жизни и смерти в медицинской этике при своём обсуждении затрагивает многие биоэтические проблемы. 98% опрошенным мною медицинских работников больницы и студентов колледжа высказываются против эвтаназии. Некоторые считают, что нужен комплексный подход медицинских работников с психологической, экономической, социальной стороны, и только 2 % высказали свое мнение за применение эвтаназии, считают, что уход  за умирающими больными выходит за рамки этических проблем.

Для деятельности медсестры характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Под влиянием болезни, неприятных ощущений и болей больные часто становятся возбужденными, нетерпимыми, капризными. Не следует вступать с больным в пререкания, повышать голос.
Наоборот, нужно успокоить больного и в чем-то даже уступить ему, но в то же время настойчиво требовать выполнения всех необходимых мероприятий. Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен.  В основном, в тех случаях, когда его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливыми владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда - над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся. При определении эталона личности «хорошего» медицинского работника в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон включает такие понятия как ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя - врача или медицинской сестры рассматривается как идеальный.
Заключение
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Наряду с соблюдением норм морали и высоким профессионализмом медицинский работник должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью.  Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Формирование милосердия у будущей медсестры необходимо проводить на примерах изучения истории сестринского дела в России и за рубежом, на примерах самоотверженного бескорыстного служения людям, на примерах героических подвигов. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.
Литература
1.     Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В. А. Медик, В. К. Юрьев.2012. 288 с.
2.     Постернак А.В. «Очерки по истории общин сестёр милосердия». М.: Издательство «Свято - Димитриевское училище сестер милосердия», 2001.-278с.
3.     Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. «Теория сестринского дела». Учебник. Издательская группа «Гэотар – Медиа» 2009- 327с.
4.     Иванюшкин В.Я., Дубова Е.А. «Правовые и Этические аспекты эвтаназии» // Вестник АМН СССР. № 6. 1984- 72-77с.
Руководители: Болотина Зинаида Ивановна, Боброва Ирина Александровна, преподаватели ОГАПОУ "Валуйский колледж"Колесникова Анастасия, Бабенкова Анна студентки 3 курса сестринского отделения





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015