Программа кружка «Ансамбль русских народных инструментов» Срок реализации 3 года
Пояснительная записка
Занятия музыкой играют большую роль как в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, так и в художественно - эстетическом развитии подрастающего поколения. История исполнительства на музыкальных инструментах восходит к древнейшим периодам формирования и развития человеческой культуры как основной составляющей духовной сферы человека.
Изучение различных видов музыкального искусства способствует
- осмыслению и восприятию детьми окружающей действительности. На современном этапе нельзя преуменьшать значимость и ценность музыкального образования для подрастающего поколения. Музыкальная культура являет собой одну из важнейших граней в понятии культурного человека. Содержание программы направлено на развитие мотивации личности к самопознанию и творчеству, приобщение учащихся к ценностям мировой культуры.
Программа включает в себя особенности передовой школы ансамблевого исполнительства. Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе»,- повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача преподавателей музыки разбудить в наших детях интерес к самим себе, своим возможностям, способностям. Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни.
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.
Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического развития.
Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.
Широкое распространение и популярность получили в профессиональном искусстве в музыкальных учебных заведениях дуэты, трио, квартеты русских народных инструментов. Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача - воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.
В конце программы приведён список литературы, который можно использовать в практической деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Методика музыкального преподавания развивается и обновляется. Старые программы содержат ценный материал, но уже требуют репертуарных дополнений и более детальной разработки по формированию ансамбля с позиции новых условий работы.
При разработке данной программы использованы программы Министерства Культуры «Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», М., 1979 и «Музыкальный инструмент» М., 1988 для обеспечения решения задач индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.
Цель программы.
Создание условий для развития музыкальных способностей студента через овладение инструментом, развитие навыков ансамблевой игры, привитие детям любви к музыке, музицированию, практического применения знаний и умений в дальнейшей жизненной деятельности, укрепление психического и физического здоровья, становление творческой личности в обучении игры на инструменте.
Задачи программы.
Настоящая программа позволяет решить следующие задачи:
Образовательные.
1.Формирование навыков коллективного творческого музицирования:- внутридолевая пульсация;
- умение слышать звучание своей партии;
- умение слышать партию партнера;
- умение слышать звучание ансамбля в целом;
- умение читать с листа свою партию и ориентироваться в ней;
- умение добиться тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани (штрихов, звукоизвлечения, динамики);
- умение играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
- умение работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения.
2.Овладение навыком самостоятельного разбора новых произведений.
3. Формирование устойчивых музыкальных представлений.
Развивающие:
- умение играть в ансамбле;
- развить комплекс исполнительских и слуховых навыков;
- расширить музыкальный кругозор учащихся;
- развить у детей и подростков музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства;
- способствовать развитию у учащихся образного мышления.
Воспитательные:
- воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;
- воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться поставленных целей, стремления преодолевать трудности;
- воспитание стремления к самосовершенствованию;
- воспитание патриотизма, любви к национальной культуре;
- понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
- воспитание чёткого представления о нравственности;
- воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.
В занятиях преподавателем применяется дифференцированный подход к обучению. Это позволяет студентам с любым уровнем музыкальных данных максимально развиваться, а преподавателю оценивать успехи ученика с точки зрения его личных достижений.
Программа рассчитана на три года обучения для студентов ССУЗов и рекомендована для обучающихся старшего школьного возраста. Каждый год обучения – по 76 часов, 2 часа в неделю. Программа способствует формированию простейших навыков коллективногомузицирования, а так же ансамблевой игры.
В программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, применяемые на уроках специальности и ансамбля, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений.
Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения.
Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.
Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Домра, балалайка ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.
Ансамблевоемузицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.
Занятие в ансамбле - это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера.
Интонация русской песни, напетой баяном, домрой, балалайкой, проникновенно звучащие в русском ансамбле,- не могут не задеть сокровенных сторон человеческой души. В них заложена большая сила, которая помогает в деле воспитания, творческого развития, восприятия прекрасного юных музыкантов.
Отличительные особенности данной программы.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося.
Деятельность преподавателя базируется на следующих принципах:
- доступность занятий;
- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- предоставление возможности самовыражения, саморегуляции, инициативности;
- доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
- всестороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.
Условия реализации программы.
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием концертного инструментария. Инструменты должны быть зачехлены, что удобно для транспортировки на выездных концертах. Педагог может использовать ударные инструменты: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и др. Воспитывая в студентах бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.
Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, педагога а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.
На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.
Студенты обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.
Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг). Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, - напротив, от расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.
Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.
Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.
Выбирая репертуар для детского ансамбля, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников ансамбля над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню ансамблиста, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.
Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.
Опыт и стаж педагога не должны приводить краз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В процессе обучения учащийся должен усвоить значение термина «ансамбль» – как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу.
Учащийся должен уметь:
- применять в ансамбле практические навыки игры на инструменте, приобретенные на индивидуальном уроке;
- слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, подголоски, вариации, исполняемые другими участниками ансамбля;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;
- уметь читать с листа партию и ориентироваться в ней.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Формы контроля усвоения учебного материала:
- контрольные уроки;
- концертные выступление;
- конкурсы, фестивали.
В течение учебного года преподаватель должен подготовить с учащимся 3-4 произведений, различных по жанру, форме, образно-художественному содержанию. Студент должен знать свои партии наизусть для выступления на концерте.
Критерии оценки выступления на концерте, конкурсе.
1. Качество исполнения музыкальных произведений:
- точность текста;
- фразировка;
- метроритм;
- интонирование.
2. Исполнительские данные:
- психофизические возможности;
- музыкальные способности;
- эстрадно-исполнительские качества (культура исполнения, поведения на сцене, ощущение свободы).
3. Владение навыками игры в ансамбле:
- синхронность звучания партий ансамбля;
- единство трактовки художественного образа музыкального произведения.
4. Осмысленность исполнения.
Методические рекомендации.
При подборе репертуара преподаватель должен руководствоваться принципами постепенности и последовательности обучения.
Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: это оригинальные гитарные ансамбли; переложения произведений композиторов разных стилей и эпох (от классической западноевропейской и русской музыки до сочинений современных авторов, обработки народных песен и танцев).
По учебному плану преподаватель имеет возможность заниматься ансамблем с студентами индивидуально. Студенты отрабатывают свои партии с преподавателем, играет вместе с ним, и только потом преподаватель составляет различные виды ансамблей (от дуэта до квартета), часто привлекая в состав ансамбля и других специальностей (флейта, скрипка, аккордеон, вокал, фортепиано и др.).
Тематический план 1-го года обучения.
№
п/п
|
Наименование разделов тем
|
Количество часов
|
|
теория
|
практика
|
итого
|
|
|
Вводное занятие:
|
4
|
|
4
|
|
- беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей.
- прослушивание студентов, знакомство.
- формирование коллектива.
-обсуждение плана на учебный год.
- выбор репертуара.
- инструментовка.
|
|
|
|
1
|
Музыкально-теоретическая подготовка
|
4
|
1
|
5
|
1.1
1.2
1.3
|
Значение ансамблевой игры.
Цель и задачи ансамблевого воспитания.
Дирижёрский жест.
|
|
|
|
2
|
Инструментально-ансамблевая работа.
|
10
|
37
|
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
|
Знакомство с инструментом, посадка.
Изучение приёмов игры, звукоизвлечение.
Изучение музыкальных терминов, понятий.
Аппликатура, позиции.
Мелодия, интонация, фраза.
Развитие навыков ансамблевой игры, работа над репертуаром.
|
|
|
|
3
|
Концертная деятельность.
|
|
18
|
18
|
|
- выступления, репетиции.
|
|
|
|
4
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
2
|
|
ИТОГО
|
19
|
57
|
76
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план 2-го года обучения.
№
п/п
|
Наименование разделов тем
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Итого
|
|
Вводное занятие:
|
2
|
|
2
|
|
- беседа о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей.
- обсуждение плана на учебный год.
- выбор репертуара, инструментовка.
|
|
|
|
1
|
Инструментально-ансамблевая работа.
|
5
|
20
|
25
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
|
Дальнейшее изучение музыкальных понятий, терминов.
Повторение закреплённых навыков ансамблевой игры.
Виды упражнений при разыгрывании.
Освоение различных аппликатурных приёмов: терция, секста, октава.
Формирования простейших навыков коллективного музицирования: солирование, аккомпанирование.
Работа над сценическим образом.
Развитие навыков ансамблевой игры.
|
|
|
|
2
|
Художественно-исполнительская деятельность.
|
4
|
25
|
29
|
2.1
2.2
2.3
2.4
|
Музыкальная фразировка.
Характер звукоизвлечения.
Динамика.
Темп.
|
|
|
|
3
|
Концертно-исполнительская деятельность
|
|
18
|
18
|
|
- выступление, репетиции.
|
|
|
|
4
|
Итоговое занятие.
|
1
|
1
|
2
|
|
ИТОГО
|
12
|
64
|
76
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план 3-го года обучения.
№
п/п
|
Наименование разделов тем
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Итого
|
|
Вводное занятие
|
2
|
|
2
|
|
- обсуждение плана на учебный год.
- изучение музыкальных терминов: фраза, мотив, ритм, пульс, образность, контрастность.
- выбор репертуара.
|
|
|
|
1
|
Инструментально-ансамблевая работа.
|
6
|
18
|
24
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
|
Исполнение более сложных ансамблевых музыкальных произведений: вариантное повторение фраз, ритмическое или динамическое изменение.
Совершенствование навыков ансамблевой игры.
Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.
Владение штрихами.
Работа над сценическим образом.
|
|
|
|
2
|
Художественно-исполнительские средства выразительности.
|
4
|
26
|
30
|
2.1
2.2
2.3
2.4
|
Работа над фразировкой.
Работа над характером звучания.
Работа над динамикой.
Работа над темпом.
|
|
|
|
3
|
Концертно-исполнительская деятельность
|
|
18
|
18
|
|
- выступления, репетиции.
|
|
|
|
4
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
2
|
|
ИТОГО
|
13
|
63
|
76
|
Примерный репертуарный список.
1. А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.
2. Ах ты берёза – Русская народная песня.
3. Ах вы сени – Русская народная песня.
4. Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.
5. Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.
6. Выходила на берег Катюша – фантазия на темы военных песен для ансамбля.
7. Донские напевы – пьеса для ансамбля.
8. Заводной слонёнок – пьеса для ансамбля по пьесе В.Дмитриева.
9. Ивушка – пьеса для ансамбля по пьесе В.Гридина.
10. Казачья фантазия пьеса для ансамбля по пьесе Е. Дербенко.
11. Кадриль - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
12. Метелица - пьеса для ансамбля по пьесе В.Кузнецова.
13. На горе то, калина - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
14. На завалинке - пьеса для ансамбля.
15. На ярмарке – пьеса для народных духовых с ансамблем РНИ.
16. Русские переборы - пьеса для ансамбля.
17. Русский сувенир - пьеса для ансамбля по пьесе А.Петрова.
18. Степь да степь кругом - пьеса для ансамбля.
19. Смуглянка – пьеса для дуэта домр с ансамблем РНИ по пьесе А.Новикова.
20. Хороводная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
21. Частушечные наигрыши - пьеса для ансамбля.
22. Шуточная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
23. Эх, дороги – фантазия на темы военных лет для ансамбля по пьесе А.Новикова.
24. Юмореска - пьеса для ансамбля.
Автор: Петроченко Александр Викторович. ГБОУ СПО "Суражский педагогический колледж имени А.С.Пушкина"
|