УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Высоким слогом русского романса


Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) по теме «Высоким слогом русского романса»

Аннотация

Романс многими воспринимается как нечто архаическое, искусственное. Однако то, что романс дошёл до наших дней, доказывает силу его воздействия на совершенно разные поколения. Активность его связана с тем, что он откликается на все значимые события современной ему действительности. В чём же живучесть романса?
 
а) Заключённая в романсе нежность желанна многими людьми;
б) Доверительная искренность переживаемых чувств;
в) Отсутствие агрессивности;
г) Проникновение во внутренний мир человека.
В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности русские лирические стихи и высокая задушевная мелодия.
Актуальность связана с тем, что в наше прагматичное время, когда человек привык торопиться, когда постоянно испытывает стресс, когда устаёт от бесконечной информации, хочется остановиться, подумать, послушать красивую мелодию. И русский романс направлен на то, чтобы проникнуть во внутренний мир человека. Слушание романса даёт человеку возможность раскрыться и обнаружить богатство своего эмоционального мира.
Основные цели методической разработки: донести до слушателей прекрасные страницы русской культуры. Способствовать воспитанию таких качеств человека, которые помогли бы воспитанию гармоничной личности. Особое внимание уделено воспитанию таких качеств как чуткости, способности сопереживать, воспринимать чужую боль, тактичности.
Тип  мероприятия (классного часа): урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, презентация по данной теме, записи романсов, лирическая музыка.
Цели:
1.Углубить знания о русской культуре, повысить культурный уровень учащихся.
2.Развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, умение анализировать и делать обобщающие выводы.
3.Способствовать воспитанию позитивного отношения к познавательной деятельности.

 
План классного часа:

1.Знакомство с романсом «Утро туманное»
2.Преыстория романса «Я встретил вас»
3.Романсы из кинофильма «Жестокий романс»
4.Значение романсов в жизни человека. Современные исполнители.
Ход мероприятия
 
Организационный момент (проверка готовности учащихся к классному часу).
Вступительное слово учителя
  Романс - крохотный островок в океане бытия. У романса нет «тем», у него есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой. Хотя само слово «романс» испанского происхождения и означало когда – то светскую песню на испанском (романском) языке, в отличие от церковных песнопений на латыни, именно русский романс придал этому слову его особый смысл. Слово предоставляется ведущим, которые подробнее познакомят нас с этим направлением в лирической песне.
 1ведущий. Романс знает только две временные категории: миг, мгновение, «вечное сейчас» – и всегда, до самой смерти, вечность.
2ведущий. Мы хотим рассказать о музах русских романсов. Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Под этим стихотворением стоит дата: ноябрь 1843 года.
романс “Утро туманное”
Тургенев И.С. А. Абазы
 
1ведущий. Много лет спустя композитор Б.Абазы написал романс на эти стихи. Особую популярность он приобрёл в конце 19 начале 20века. Его воспринимали как отражение любви И.С.Тургенева к Полине Виардо. И настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви. 
2ведущий. Но вот что интересно: Тургенев и Виардо встретились впервые тоже только в ноябре 1843года. Полина Виардо вспоминает: »Мне его представили со словами: »Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». А сам Иван Сергеевич через семь лет после первой встречи писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые…имел счастье говорить с Вами. Помните ли Вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих…
Дорогих воспоминаний будет ещё много…
Полина Виардо
1ведущий. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19 века. Великая певица, умная и разносторонне одарённая, она для многих стала в каком – то смысле символом женского совершенства. Она была дружна со многими властителями дум своего времени.         Ференц Лист                             Жорж Санд

2ведущий. Ференц Лист давал ей уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой стала знаменитая французская писательница Жорж Санд, писавшая свою Консуэло с Полины Виардо. Шарль Гуно посвятил ей оперу «Сафо», а Камиль Сен – Санс – оперу «Самсон и Далила»(первой исполнительницей партии Далилы была Виардо)
Она пела почти во всех европейских столицах. Но всё- же своей славой больше всего была обязана петербургским сезонам. Не было таких похвал, которые не расточала бы ей русская печать. Шарль Гуно посвятил ей оперу “Сафо,” а Камиль Сен-Санс оперу “Самсон и Далила”.            Шарль Гуно                              Сен-Санс
 
1ведущий. Ей посвящали стихи Плещеев, Бенедиктов, Аполлон Григорьев.
Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками, но дороже всех наград и подарков была любовь к ней Тургенева. Их потрясающий роман любви длился 40 лет.  В.Г. Бенедиктов   Аполлон Григорьев
Звучит романс «Утро туманное»
2ведущий. В середине 1822года в русскую дипломатическую миссию Мюнхен прибыл новый сотрудник, Ф.И.Тютчев. Он сразу обратил на себя внимание глубоким и проницательным умом. Совсем недавно он окончил Московский университет.
Романс «Я встретил вас»
Слова Ф. Тютчева, музыка Л. Малашкина     Амалия   Лерхенфельд
 
1ведущий. На одной из светских вечеринок он увидел девушку поразительной красоты, звали её Амалия Лерхенфельд. Но о своих чувствах он ей не открылся.
2ведущий. Шли годы, Тютчев продолжал дипломатическую службу. Но и живя вдали от Петербурга, всё спрашивал в письмах: «Видите ли вы госпожу Лерхенфельд? Спросите её, не забыла ли она ещё, что я существую на свете». На протяжении всей жизни Тютчев не терял из виду эту женщину.
1ведущий. Последняя их встреча произошла незадолго до кончины поэта…
Звучит романс «Я встретил вас» А. Н. Островский
Романсы из кинофильма «Жестокий романс» Фильм снят по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Музыку к фильму написал А. Петров.
2ведущий. Едва фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» вышел на экраны (было это в 1984 году) как стал предметом жестоких критических разборов. Режиссёр об этом говорил так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как грустный романс. Название возникло буквально впервые дни, когда принял решение о работе над фильмом. Мне казалось, что «Жестокий романс» - название верное и ёмкое».
Романс «Под маской плюшевого пледа» Слова М. Цветаевой.
 Мелодия романса полна тихого упоения и самообольщения, хотя есть уже тень грядущего разочарования.
1ведущий. Романсы и музыку в фильме написал А.Петров. Э. Рязанов отмечал: «В музыке слышны и страстность, и нежность, и тревога, и страдание. Написанная в традициях русской классики, музыка в сути своей современна. Её не спутаешь с романсами прошлого века. Это не стилизация, а фантастическое умение объединить старинность и современность в единое гармоническое звучание.
2ведущий. Первый романс «Под маской плюшевого пледа» на стихи М.Цветаевой – Лариса поёт, когда ещё надеется на счастье. Мелодия романса полна тихого упоения и самообольщения, хотя есть уже тень грядущего разочарования.
Звучит романс «Любовь - волшебная страна»
В музыке этого романса появилась какая-то невесёлая протяжность и усталость.
1ведущий. Второй романс «Любовь – волшебная страна» - уже поёт Лариса, умудрённая и разочарованная и в любимом, и в самой себе. И в музыке появилась невесёлая протяжность и усталость.
Романс «А напоследок я скажу» Написан на стихи Б. Ахмадуллиной.
Главный романс Ларисы, тот самый, которому предначертано всё повернуть к гибельной развязке.
2ведущий. И наконец, третий- главный романс Ларисы, тот самый, которому предначертано всё повернуть к гибельной развязке. Он написан на стихи Б. Ахмадуллиной «А напоследок я скажу». (Звучит романс)
 1ведущий. Одной из самых любимых в репертуаре польской певицы А.Герман была песня « Возвращение романса»И.Кохановского и О.Фельцмана.
«Возвращение романса» Песня на стихи И. Кохановского, музыка О. Фельцмана.(звучит песня)
 
Русский романс меняется, он то усложняется, становится развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к простой и ясной своей форме
2ведущий. Грустит романс тревожно и светло,
                      И вам непостижимо в слове каждом,
                      Приходит откровение само,
                      Как вы в мою судьбу вошли однажды…
Закрепление пройденного материала
Вопросы: 1.Захотите ли вы дома послушать романс? Вам понравилось?                                                                                         
(Слова непривычные, сейчас так не говорят. Музыка спокойная. По настроению можно послушать)
2.А какое настроение нужно для этого? 
( Грустное. Грусть бывает тяжёлая и светлая. Светлая человеку необходима, чтобы поразмышлять о своей дальнейшей жизни. Так вот после романса грусть светлая, созидательная)                                                          
3.Назовите современных исполнителей романсов
(Е.Ваенга, Валерия, Т.Буланова, А.Малинин)
4.А знаете ли вы, что Дина Зарипова в финале программы «Голос» спела романс «А напоследок я скажу» и заняла первое место?
5.Какая программа есть на телевидении, посвящённая романсу?
Я понимаю, что не все хотят продолжить знакомство с романсом. Ну а кто захочет, по каналу «Культура» есть передача «Романтика романса».
Заключительное слово учителя
 Лирические признания - в песнях и романсах никогда не умолкнут, пока есть на земле любовь к матери, к другу или подруге, к детям, к близким вам людям. Будут рождаться новые песни и романсы вместе с новыми влюблённостями.
 Большинство романсов созданы в прошлом веке, а жизнь изменилась. Почему же они волнуют нас и сейчас? Ответ прост: хотя сегодня другое время и люди стали прагматичнее, менее сентиментальными, но то, что было человеку дорого в 19 веке, важно и теперь.
Для романса характерны искренность, сердечность, поэтому он трогает душу независимо от того, в какое время был написан.
 
Литература для подготовки внеклассного мероприятия
(классного часа):
1.Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня 19 век. - М.: 1966год
2.Асафьев Б.В.Русская музыка 19 и начала 20 века. – М.: «Музыка», 1975 год
3.Соболева Г.Г. Русский романс. – М.: «Знание»,1980год
4.Курышева Т.В. Театральность и музыка. – М.: «Советский композитор»,1984 год
4.Мархасёв Л.М. Серенада на все времена. – Л.: «Советский композитор»,1988год
6.Калугин В.А. Антология русского романса. Золотой век. – М.: «Эксмо», 2006 год.
Разработала: Демидова Нина Васильевна, Пензенский многопрофильный колледж





Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015