УМК СПО
Учебно-методические комплексы
для преподавателей СПО

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам





Земная жизнь пресвятой богородицы в шедеврах мировой живописи


Сценарий внеклассного мероприятия на тему: «Земная жизнь пресвятой богородицы в шедеврах мировой живописи»

Пояснительная записка
От духовного состояния каждого человека зависит, выживет ли человечество, останется ли человек личностью, ценностными ориентирами которой будут вера, милосердие, сострадание, терпимость, забота, целомудрие, любовь и уважение друг к другу.
Но как в потоке информации, которая обрушивается на молодых людей сделать так, чтобы мудрость духовная находила отклик в их сердцах. Здесь на помощь приходит искусство. Эстетическую грань духовности мы постигаем через чтение книг, знакомство с шедеврами живописи, музыки, архитектуры.
Данный сценарий «Земная жизнь Богородицы в шедеврах мировой живописи» предполагает деятельное участие обучающихся в его проведении. Это с одной стороны - встреча с историческими событиями, а с другой – беседа о нравственном мире человека, о его духовном становлении. 
Цель мероприятия: «Стимулирование мотивации студентов на саморазвитие в духовном и эстетическом направлениях»
достигается через решение следующих задач:
1.                 углубление знаний по основам православной культуры;
2.                 развитие навыков информационной и художественной культуры;
3.                 формирование коммуникативных компетенций;
4.                 воспитание устойчивого позитивного отношения к вере в Бога.
Форма проведения: урок православной культуры
Место проведения: читальный зал библиотеки колледжа.
В сценарий включены видеосюжеты, электронная презентация. Студенты сами расскажут о 15 особенно значительных событиях из жизни Пресвятой Девы, отраженных на живописных полотнах.
Для рефлексии будет использован прием «кластер». Он используется и для   структурирования полученных знаний по теме, и для постановки вопросов, требующих выяснения.
Библиотекарь представит обзор литературы по данной теме.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий:
21 сентября православные люди празднуют событие, знаменующее начало годового цикла церковных праздников – Рождество Пресвятой Богородицы,  Матери Иисуса Христа и духовной Матери каждого из нас.
Сейчас трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями.
О земной жизни Богородицы мы сегодня будем говорить, а поможет нам в этом церковное предание и шедевры мировой живописи
Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели живописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.
Церковный историк: (демонстрируется Рафаель Санти. Секстинская Мадонна)
Из преданий, воспоминаний современников проступает вполне зримый образ Пресвятой Девы.
Никифор Каллист словесно так его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей».
Современники Пресвятой Девы отмечают ее безупречные духовные качества.
Святой Амвросий так описал Ее: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель.
У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».
Искусствовед: (демонстрируется П. Серра. «Мадонна и музицирующие ангелы», 1390)
Именно так изображали Деву Марию в Средние века: как воплощение духовной красоты, когда становится видимой душа, святость и чистота. Пьетро Серра. «Мадонна и музицирующие ангелы».
Церковный историк:

Святые отцы выделяют в жизни Царицы Небесной 15 особенно значительных событий, которые укладываются в конкретные 72 года.
Первое из них произошло более двух тысячелетий назад, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева.
Звучит музыка С. Рахманинов. «Нежность»
Небольшое поселение в Иудее Галилейской с поэтическим названием Назарет, то есть Лилия. Недавно здесь поселились вместе со своими слугами зажиточные Иоаким и Анна. Иоаким был знатного происхождения из рода Царя Давида. Но дожив до глубокой старости, не имели они детей, и стали они посмешищем среди людей. Считалось, что бездетностью Господь наказывает грешников. Боголюбивые Иаким и Анна со слезами, смиренно несли свою беду. Во время молитвы в пустынной пещере Архангел Гавриил явился Иоакиму и известил о Божией милости: «Твоя жена родит дочь, благословенную среди всех женщин».
Искусствовед: (демонстрируется «Иоаким и Анна», К.А.Штейбен (1788-1856).
Если будет дитя, - сказала Анна, - отдам его Господу на верное служение!», - эти ее слова как бы читаются на фреске Карла Штейбена «Иоаким и Анна».
(демонстрируется Нефф Т.А. «Рождество Богородицы»)
События, происходящие во время рождения Богородицы отражены на картине Тимофея Неффа. Светом озарен лик младенца. Святые Иоаким и Анна счастливы. Благодать распространяется и на присутствующих служанок.
Церковный историк: В мир пришла Царица. Праведная Анна назвала девочку Мариам – хозяйка, повелительница. Она не могла натешиться ребенком, но обет, данный Богу надо исполнять.
В трехлетнем возрасте привели родители Марию в храм.
Искусствовед: (демонстрируется «Введение во храм ПресвятойБогородицы», Тинторетто Якопо)
На картине Тинторетто Якопо, мы видим как трехлетний младенец легко поднимается по лестнице во святая святых храма, куда не всякий священник бывает допущен. Народ поражен, а мудрые священники кланяются малышке, в этот момент получившей новый дом, кланяются той, которую Господь избрал Матерью Спасителя Мира.
Церковный истории: ( демонтстрируетсяДанте Габриэль Россетти 
"Юность ДеваМарии", 1848. галерея Тейт)
Девушка расцветала, прибывая в служении Богу. Живописное произведение Россети иллюстрирует страницы церковного предания .
 Искусствовед: По традиции девушки, живущие и воспитывающиеся при храме, постигая великое искусство Святости, учились ремеслу (прядению и ткачеству). А в успешном изучении священных книг помогал Марии посещавший ее ангел.
(Боровиковский «Юность Девы Марии)
Девочкой Мария часто изображается с книгой. Такой её увидел и художник Боровиковский.
Церковный историк:
Когда Марии исполнилось 14 лет, она должна была оставить храм, вступить в брак и стать матерью. Но она не хотела замужества, избрав путь служения Богу. Что же ей делать?
По преданию первосвященнику Захарии явился ангел и повелел собрать юношей и вдовцов из рода Давидова, каждый из них должен был принести свой жезл, подтверждающий это родство.
Искусствовед: (Доменико Беккафуми «Обручение Марии с Иосифом»)
Это событие отражено на фреске Доменико Беккафуми. Здесь и старец с жезлом, и голубица над его головой, и юная Дева.
Церковный историк: В то время народ Израиля жил в ожидании перемен, ждал избавления от Римского ига, ждал мессию, освободителя и учителя.
Однажды Мария отправилась к источнику. Наполняя кувшин водой, она увидела Архангела Гавриила.
Демонстрируется фрагмент видео «Шире небес» 
Искусствовед: (демонстрируется Леонардо да Винчи «Благовещение»)

Тема Благой вести вдохновляет многих художников на создание живописных шедевров. Во так увидел эту встречу Леонардо да Винчи.
«Как же это произойдет, если я мужа не знаю ?, - спрашивает Мария».
«Дух святой найдет на тебя. И сила Всевышнего осенит тебя, по сему и рождаемое Святое наречется Сыном Божием».
( Доме́нико Гирланда́йо Встреча Марии и Елизаветы
Между тем произошло ещё одно важное событие в церковной истории, связанное с жизнью Пресвятой Девы. Оно изображено на картине Доменико Гирландайо.
Церковный историк:
Согласно Евангелию от Луки, узнав о том, что её немолодая бездетная родственница Елизавета  беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин». 
Когда Мария вошла в покои Елизаветы, взыграл младенец во чреве той; и Елизавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
Демонстрируется фрагмент видео «Шире небес» 
Церковный историк: (демонстрируетсяЖорж де Аур,  «Явление ангела СвятомуИосифу») 
Старец Иосиф, узнав, что Мария понесла во чреве своем, чтобы не пострадали мать и дитя, хотел отпустить Марию с Миром, но во сне ангел явился ему и открыл тайну великого промысла. «Родит же сына, и наречешь ему имя – Иисус»
(демонстрируется И. Репин.» Рождество Христово»
Когда пришло Марии время родить по всем владениям Римской империи проходила перепись населения. Семья Иосифа должна была отправиться по месту происхождения его рода в город Вифлием.
В то время Вифлием был переполнен, все постоялые дворы были заняты и Иосиф решил поселиться в хлеву для скота, потому что в то время овцы постоянно находились на пастбище. Это была просторная пещера под горой, на которой стоял город.
Там Мария и родила младенца. И нарекли ему имя – Иисус.
Искусствовед:
На картине Ильи Репина в оконце заглядывает звезда, которая зажглась на небе, чтобы возвестить миру о рождении Царя, Спасителя…
Демонстрируется Рубенс Петер Пауль «Поклонение волхвов.»
Именно она привела мудрецов с Востока, чтобы поклониться и принесли дары Цаарю Мира: золото, ладан и смирну.
Лица Мари и Младенца на картине Рубенса светятся особым светом.
Церковный историк: (демонстрируется Рогир ван дер Вейден «Сретение»
Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова по закону Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла в Иерусалим ко храму Божию для посвящения младенца Богу. Их встретил старец Симеон - человек праведный и благочестивый — по преданию усомнившейся в слове святого писания о рождения спасителя от Девы. Ангел Господень уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества. Симеон ждал исполнения обещания Божия около 300 лет.
Искусствовед:
Когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко».
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча»  — встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.
Симеон, предрек Божией Матери:  «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И тебе Самой оружие пройдет душу»
Церковный историк: (демонстрируется Мурильо. «Бегство в Египет»)
Узнав о рождении царственного младенца, Ирод, правившей в то время в Иудее задумал убить невинного ребенка и повелел истребить всех младенцев в возрасте до 2-х лет.
Но ангел предупредил Иосифа и велел взять ребенка и немедля бежать в Египет.
По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.(Мф. 2:19-21)
(демонстрируется Геррит ван Хорст "Детство Христа в доме Иосифа")
Святое семейство поселилось в Назарете.
Искусствовед: Иисус, как другие дети, работал по дому, перенимал ремесло родителя, то есть плотницкое дело.
На картине Хорста редкий сюжет - Иосиф обучает Иисуса мастерству плотника, мальчик помогает ему, держа свечу.
Церковный историк: (демонстрируется Хант, Уильям Холман «Иисус, найденный родителями в храме», 1865 )
Когда Иисусу исполнилось 12 лет, родители взяли его с собой в Иерусалим на праздничное Богослужение, а на обратном пути заметили, что Иисуса нет с ними.
В смятении они вернулись в город и нашли Иисуса в храме. Их отрок сидел в окружении известных учителей Израиля и говорил с ними на равных, так, что те только дивились его мудрости.
Искусствовед: На картине Уильяма Холмана мы видим этот важный эпизод жизни Иисуса. На упреки матери прозвучало: «Зачем было вам искать меня? Или вы не знаете, что мне должно быть в том, что принадлежит отцу моему?».
Сын Божий впервые объявляет, кто его истинный Отец. Родители не поняли его слов, но Матерь Его сохранила те слова в сердце своем. Осознав, что теперь он принадлежит не ей, а всему миру, она безмолвно склонилась перед волей Божией.
Церковный историк: (демонстрируется Кано, Алонсо, «Смерть св. Иосифа»)
Тихо текло время. В возрасте 110 лет Иосиф отошел к проотцам. Теперь заботы о благополучии семьи легли на плечи матери. Она зарабатывала на хлеб своим изящным искусством прядения и ткачества. Ткала хитоны.
До 30 лет по обычаю сын должен был жить с родителями, чтобы обеспечить им спокойную старость. После этого он оставлял родительский дом.
(демонстрируется А. Иванов «Явление Христа народу»)
Именно тогда призвал Иисус учеников и проповедовал среди людей путь спасения. И пришел Он к Иоанну, крестящему в водах Иордана, и впервые был явлен народу Богом.
Искусствовед:
Во время крещения, согласно Евангелияю на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение»  (Мф. 3:17).
Перед нами известное полотно Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
 Церковный историк: (демонстрируется Нестеренко Василий, « Брак в Кане Галилейской»)
После ряда событий Иисус снова возвратился к своей Матери вместе со своими учениками, чтобы положить начало чудесам.
Это произошло в Кане Галилейской на свадьбе названного брата Иисуса Симона. Жених был небогат и у них скоро закончилось вино. В этой неловкой ситуации Пресвятая Дева выступает защитницей оказавшихся в трудных житейских обстоятельствах. Она смиренно склонилась к сыну со словами: Вина нет у них». Ничего не просила, только извещала о тех, кто даже радость не может встретить без неприятностей. Далее Матерь Божия обращается к прислуге: «Что скажет Он вам, то сделайте».
Искусствовед:
И налили слуги воды в кувшины и стала вода прекрасным вином.
Так мы убеждаемся, что в послушании Богу по завещанию Богородицы каждый из нас любое дело сделает значительно лучше, чем если бы делал это по собственному разумению.
Василий Нестеренко «Брак в Кане Галилейской».
Звучит тревожная музыка. Моцерт «Lacrimosadiesilla»
Церковный историк:
Мы преступаем к самым горьким событиям в жизни Богородицы.
С приближением последней Пасхи усиливается тревога Матери Иисуса. Она видела тучи ненависти, сгущающиеся над головой Её сына. Да и сам Иисус, собираясь в Иерусалим, говорил, что ему предстоит страдать и умереть.
Сердце её разрывалось на части и когда она шла за Христом по дороге, выложенной пальмовыми ветвями и слышала голос ликующий толпы, приветствующей Вхождение Христа в Иерусалим, и когда присутствовала на тайной вечери.
Предательство Иуды. И вот Иисус перед Пилатом.
Демонстрируется фрагмент видео «Шире небес»
Искусствовед: (демонстрируется Джованни_Беллини Оплакивание Христа, 1510)
Пришел Никодим со слугами и сняли Иисуса с Креста, и погребли по обычаю в пещере, и вход привалили камнем.
Церковный историк: (демонстрируетсяФра Анджелико. ВоскресениеХриста)
Когда на следующий день Пресвятая Богородица и Мария-Магдалина пришли к пещере, припали к камню, земля под их ногами закачалась. В сиянии молний явился ангел Господень, отвалил камень и открыт тайну могилы.
Искусствовед: Со страху стражники упали ниц. Ангел обратился к Марии со словами: «Не бойся! Знаю, что ищешь Иисуса распятого. Он воскрес!»
Пришел с неба Всевышний Бог, чтобы вознести человека на небо!
Перед нами картина Фра Анджелико «Вознесение».
Церковный историк:
Вихрь событий пронесся, когда утверждались в Воскресении Христа его ученики и жены-мирроносицы, которым Он являлся. Все это и радовало и смущало многих. И только Богородица была просто счастлива.
На сороковой день по Воскресению Христос велел ученикам и матери своей подняться на Елионскую гору. Там, став среди них, поднялся над землей: «Я с вами во все дни до скончания века», - услыхали они. Отпечатались эти слова и в сердце Пречистой.
(демонстрируется фреска «Сошествие Духа Святого»)
Через 10 дней во дни пятидесятница, когда пребывали они в Сионской горнице сошел на апостолов Дух Святой, как языки пламени. И стали они проповедовать Благую весть о спасении на языках разных и у разных народов. Тогда крестилось множество людей. Так появилась Церковь Христова.
Искусствовед:
Деве Марии суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа.
Проповедовала Мария, и дела ее были заботами о церкви. По жребию выпали ей пределы служения Колхида, Иверия и святая гора Афон.
Церковный историк: (демонстрируется фреска «Успение»)
Прошло более 30 лет. Постоянно просила Мария Бога о покое, сердце ее жаждало встречи с Сыном.
И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью.
Искусствовед: К последнему ложу Марии пришли апостолы. Забрезжил рассвет, а с ним затихло ее лицо. Рядом стоял Христос с ангелами. Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.
Церковный историк: (демонстрируется фреска «Вознесение»)
Тело Марии погребли в храме в Гефсимании.
Апостол Фома опоздал к погребению, он попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Матерью Христа, но тела не было там. «Она вознеслась на небо, лишь пояс оставила нам».
Люди целовали пояс и благодарили Господа, что забрал Богородицу на небо, чтобы Заступница была рядом с Его престолом.
Нет числа чудес, совершенных Богородицей после Вознесения Её. Рассказы об этом мы читаем в литературных источниках.
Библиотекарь делает обзор литературы по теме
Ведущий:
Почитание Богородицы является одной из отраднейших сторон христианства и не угаснет, пока душа человеческая нуждается в материнской любви, материнской ласке и заботе.
Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани Мя под кровом Твоим.
Таковы слова самой короткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны.
Мы  нуждаемся в сердце всепрощающем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, и оно нас в себя вместило раз и навсегда - и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять. И всеобъемлющее, безграничное сердце Девы Марии по-матерински любит всех нас.
Давайте попробуем еще раз вспомнить события из земной жизни Богородицы, о которых сегодня шла речь.
(Рефлексия. Приложение 1)

Разработала: Кривенцева Екатерина Анатольевна, ТОГАПОУ "Аграрно-промышленный колледж"






Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015